Три страны подписали меморандум о строительстве нефтепровода в апреле 2005 года. Во время визитов в Афины президента России Владимира Путина и премьера Михаила Фрадкова в 2006 году обсуждалось лишь то, какова будет схема владения нефтепроводом. В итоге было решено, что принадлежать он будет международной проектной компании, которую учредят "Роснефть", "Газпром нефть" и "Транснефть" на равных долях.
После этого "Транснефть" заключит договоры на поставку нефти с компанией-оператором проекта. Доля российской стороны в ней составит 51 процент акций, Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,5 процента. Шансы войти в проект с греческо-болгарской стороны сохраняются у компаний ТНК-BP, Chevron и казахского "Казмунайгаза".
По итогам
На пресс-конференции премьер-министр Болгарии заявил, что строительство нефтепровода Бургас-Александруполис начнется уже в 2008 году. Еще до ратификации соглашения могут начаться работы по проектированию, а после одобрения - непосредственно строительство. Глава компании "Роснефть" Сергей Богданчиков заявлял ранее, что нефтепровод может быть введен в эксплуатацию уже в 2009-2010 годах.
Путин пообещал европейским коллегам, что Болгария и Греция, построив нефтепровод, обеспечат стабильность и безопасность своей экономики. По словам российского президента, для этого в каждой из стран будут построены нефтехранилища на 600 тысяч тонн нефти. Он также намекнул, что Болгария и Греция могут стать крупными региональными центрами транзита российских энергоносителей на европейские рынки.
Для справки
|
Проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис был инициирован российскими и греческими компаниями. Пропускная способность нефтепровода протяженностью 285 километров составит 35 миллионов тонн в год с возможностью увеличения до 50 миллионов тонн в год. Стоимость проекта может составить более 900 миллионов долларов.
|
Европейские партнеры, в свою очередь, пообещали российскому президенту, что предоставят благоприятный налоговый режим при строительстве нефтепровода. Преимущество же в тендерах на строительство объектов в рамках проекта получат компании из России, Греции и Болгарии.
Взаимных реверансов на конференции было сделано много. Но Путин перещеголял всех. Российский президент заявил, что маршрут трубопровода может быть скорректирован с учетом экологических требований. При этом Путин напомнил о том, как в 2006 году спас Байкал, отодвинув трубопровод Транснефти от берега озера и увеличив тем самым стоимость строительства на миллиард долларов.
Бургас-Александруполис и прочие трубы
Согласно проекту, нефть с морского терминала в Новороссийске будет перегружаться с танкеров в Бургасе, поступать по трубопроводу в Александруполис, где вновь будет грузиться на танкеры, а затем поставляться в страны Западной Европы.
На пресс-конференции президент России отметил, что Бургас-Александруполис даст возможность подумать о расширении поставок и из Каспийского региона. Это "американские, казахстанские, азербайджанские компании", - напомнил Путин. Этими словами президент дал надежду акционерам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на то, что Россия одобрит увеличение прокачки нефти по трубопроводу с Казахстана.
Для справки
|
КТК связывает месторождения Казахстана с Новороссийском, через терминалы которого проходит 20 процентов от общего экспорта нефти и нефтепродуктов России. Владельцами консорциума являются Казахстан, Оман, а также ряд частных компаний, в том числе Chevron, совместные предприятия BP с "Лукойлом" и "Роснефти" с Shell. России КТК принадлежит только на 24 процента.
|
Зарубежные акционеры КТК требуют от России расширить мощности трубопровода. Однако меморандум об этом не был одобрен российской стороной в ноябре 2006 года. В следующий раз Россия пообещала рассмотреть его до начала апреля 2007 года.
Дело в том, что в последние годы Турция значительно ограничивает танкерные перевозки нефти через проливы. Из-за этого Россия не может наращивать нефтеэкспорт из Новороссийска и вынуждена отвергать предложение КТК удвоить мощности.
Стоит также отметить, что с лета 2006 года в регионе действует нефтепровод из Баку в турецкий порт Джейхан, расположенный на берегу Средиземного моря. Этот трубопровод задумывался как независимый от России путь транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана на мировые рынки. Ранее многие эксперты отмечали, что истинной целью решения турецкой стороны сократить транзит танкеров через проливы было желание ускорить строительство транскавказского трубопровода.
Нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, недостаточно для обеспечения рентабельности нефтепровода. Поэтому для владельцев Баку-Джейхан важно обеспечить участие в его работе Казахстана, который в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через КТК, а также по системе "Транснефти". Таким образом, Бургас-Александруполис составит прямую конкуренцию Баку-Джейхан.
Россия также планирует построить Северо-Европейский газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря. Если этот план осуществится, то Россия фактически возьмет к 2010 году Европу в нефтегазовые тиски. Впрочем, даже если этого не случится, российско-балканский проект в любом случае будет пользоваться успехом. В январе 2007 года Еврокомиссия утвердила пакет мер по энергетике стран-членов Евросоюза. Согласно докладу, к 2030 году зависимость ЕС от импорта энергоносителей увеличится с нынешних 50 до 65 процентов. Хватит не на одну трубу.
Антон Ключкин