В каком состоянии находится обсуждение проекта закона "О магистральном трубопроводном транспорте"? Каковы перспективы его принятия в этом году?
Законопроект подготовлен ко второму чтению. На прошлой неделе мы собирали рабочую группу с участием Минпромэнерго, МЭРТ, "Газпрома", "Транснефти", "Транснефтепродукта", провели еще одну читку подготовленного ко второму чтению варианта. Прозвучал ряд замечаний, причем некоторые из них прямо противоположны друг другу. Например, "Транснефти" хотелось бы оставаться госкомпанией, которая имеет все приоритеты, и государство бы не вмешивалось, а просто регулировало бы тарифы и прочее. Кто-то хочет, чтобы у государства оставалось 51% акций в трубопроводных компаниях, а кто-то предлагает исключить такие нормы. Все признали, что закон на три четверти или на четыре пятых готов к принятию, но есть несколько замечаний, которые договорились устранить в двухнедельный срок. Поэтому, скорее всего, в первой половине апреля вынесем на рассмотрение комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, рекомендуем принять его во втором чтении и вынесем на пленарное заседание Госдумы ФС РФ. Там начнется новый виток борьбы согласований, скажут свое слово администрация президента РФ, правительство РФ, и начнется позиционная борьба по его продвижению… Однако, надеюсь, что в весеннюю сессию примем.
Что осталось несогласованным?
Остались разные мнения по некоторым вопросам. Главная тема - что считать свободной мощностью, причем эти определения различаются для газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Свободной мощностью для газопроводов считается оставшаяся пропускная способность после того, как "Газпром" прокачает свой газ, и это отвечает в данном случае требованиям Энергетической Хартии, хоть я и не признаю ее, но механизм схожий. У "Транснефти" нет своей нефти, поэтому там вся мощность по сути свободная за исключением объемов, которые прокачиваются по межправительственным соглашениям. "Транснефтепродукт" - вообще не монополия, в отличие от "Транснефти" и "Газпрома", потому что по трубопроводам прокачивается порядка 35% нефтепродуктов, а остальное - по железной дороге. Там другие критерии. Из-за разной специфики транспортировки сложно прописать унифицированный правовой механизм, приходится дробить статьи и прописывать отдельно. Легче было бы единый порядок написать, но не получается.
Существует мнение, что информация по свободным мощностям единой системы газоснабжения закрыта…
Информационная открытость - одна из задач, которую призван решить этот законопроект. Он предписывает публиковать наличие свободных мощностей в определенный период времени и на определенных участках. Это же не абстрактные цифры.
Как будут распределяться свободные мощности? Будет ли аукционная основа?
Аукционной основы наш закон не предусматривает, там будет прописан определенный механизм: приоритеты будут у тех, кто уже имеет контракты, социальный характер поставок будет учитываться. Но предусматривается отсылочная норма, согласно которой положение о недискриминационном доступе к трубопроводам разрабатывается правительством РФ. ФАС приступило к разработке нового положения, но мы его приостановили, пока не согласовано определение свободных мощностей в проекте закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Мы договорились остановить его принятие до выхода закона, а потом уже на основании закона разработать.
Предусматривает ли закон участие частных компаний в создании трубопроводов?
Да, такой механизм предусмотрен, однако раскрывать его детали пока не стоит, дискуссия продолжается. Но если говорить о сигналах бизнес-сообществу, могу сказать, что механизм инвестирования третьих лиц по отношению к собственникам единой системы газоснабжения (ЕСГ), "Транснефти" и "Транснефтепродукта" закон предусматривает.
Это будет лизинговая схема?
Возможны разные механизмы - лизинг, инвестиции могут быть возвращены через тарифную составляющую …
Планируется ли прописать возможность доступа независимых производителей газа к экспорту?
Экспорт - не предмет обсуждаемого закона. Но там есть отсылочная норма, этот порядок должен содержаться в положении Федеральной антимонопольной службы. Равно, как мы вводим понятие банка качества нефти, но механизм его функционирования, согласно закону, также должно разработать правительство.
Как повлияет норма о том, чтобы контрольный пакет акций трубопроводных компаний оставался в собственности государства, на возможность разделения "Газпрома" или выделения транспортной составляющей из его состава?
Никак не повлияет. Никто не собирается "Газпром" разделять или выделять транспортную составляющую. В качестве некой аналогии вспомните, как выделили федеральную сетевую компанию (ФСК) из РАО ЕЭС? Если нечто подобное будет происходить в газовом секторе, то в любом случае, это будет 100-процентная дочка "Газпрома". Сейчас не менее чем 50% плюс одна акция компании-собственника единой системы газоснабжения (ЕСГ) должно принадлежать государству. Это отражает реальное положение дел, после внесения поправок в закон "О газоснабжении". В "Транснефти" 75% акций принадлежит государству. В законе "О магистральном трубопроводном транспорте" непосредственно содержится норма, сколько у государства должно быть акций в компаниях, которые являются собственниками трубопроводных систем России.
Когда может состояться третье чтение закона?
Если во втором чтении пройдем в мае, то надеюсь, что в мае же может состояться и третье чтение этого давно ожидаемого закона. Но я думаю, что он будет очень тяжело проходить, поскольку это фундаментальный, базовый закон, и достаточно конфликтный: расхождения существуют между "Газпромом" и независимыми производителями газа, правительством и бизнесом, между "Транснефтью" и нефтяниками, "Транснефтепродуктом" и нефтяниками… Но именно наличие конфликтов и требует принятия закона, там, где их нет, и закон не нужен.
Создавалось впечатление, что отношения нефтяников с "Транснефтью" нормально регулировались законом "О естественных монополиях"...
Нет, проблемы всегда оставались: и при развитии трубопроводной системы, и в тарифообразовании. Надеюсь, что нам удастся снять эти вопросы. Например, все хотят качать на Новороссийск, чтобы сразу выйти к потребителю, а у "Транснефти" там нет свободной трубы, туда КТК качает. Замечу, что проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте" предусматривает существование трубопроводов, не входящих в систему "Транснефти".
Как Вы считаете, стоит ли передавать в управление "Транснефти" долю России в КТК и будет ли такое положение вещей противоречить вашему закону?
На мой взгляд, с точки зрения эффективности управления, это разумное решение. Но может возникнуть системное противоречие: когда собственник с существенной долей акций в КТК имеет свою трубопроводную систему, которую он хотел бы загрузить на 100%. Как всегда, есть свои "за" и "против", но, на мой взгляд, "Транснефть" будет управлять долей в КТК более эффективно и профессионально. Закону "О магистральном трубопроводном транспорте" это противоречить не будет.