Анализ поставленной проблемы показал — особенно сложное положение — на предприятиях естественных монополий, в нефтегазовых отраслях, которые по праву рассматриваются «валютным цехом» страны. Большая часть нефтегазовых сооружений выработала плановый ресурс на 60-70 процентов. 25 процентов газопроводов работают больше 20 лет, 50 процентов — от 10 до 20 лет, а 5 процентов вообще превысили нормативный резерв — 33 года. По магистральным нефтепроводам показатели тоже неутешительны: свыше 30 лет — 26 процентов, от 20 до 30 лет — 30; от 10 до 20 лет — 34 процента, до 10 лет только 10 процентов.
К началу 2000 года доля нефтепроводов с возрастом более 20 лет составила 73 процента, а более 30 лет — 40,6 процента. Свой плановый ресурс уже выработало и более половины резервуарного парка. По данным министерства энергетики США, до 70 процентов российских трубопроводов требует капитального ремонта. Основная причина отказов нефтегазовых сооружений — в коррозионном факторе. В России 40-50 процентов машин и сооружений работают в агрессивных средах, 30 процентов — в слабоагрессивных, и только около 10 процентов не требуют активной антикоррозийной защиты. На внутрипромысловых трубопроводах нефти, воды и газа 95 процентов отказов приходится на внутритрубную и наружную коррозию. Ежегодно на внутрипромысловых трубопроводах происходит до 40 тысяч аварий. В 1998 году в топливно-энергетическом комплексе произошло почти 30 тысяч разрывов трубопроводов. По данным Совета Безопасности РФ, потери нефти в России в результате аварий ежегодно составляют 1,2 процента от ее добычи, т. е. не менее 3 миллионов тонн.
На Самотлорском нефтяном месторождении, например, ежегодно происходит 200-400 крупных разрывов трубопроводов, более 20 тысяч кв. км. территории месторождения загрязнено нефтью. Техногенные катастрофы, подобные разливу нефти на нефтепроводе Харьяга-Усинск в 1994 году в Коми, происходят 3-4 раза в год, однако они тщательно скрываются, особенно в Западной Сибири. Кстати, в том же 1994 году на нефтепроводах России было зафиксировано 13 аварий, общий ущерб от которых достиг 676 миллионов рублей. Итак, суммируя причины аварий на российском трубопроводном транспорте, специалисты выделяют четыре основные: коррозия труб (31 процент); брак оборудования по вине предприятия-изготовителя (29 процентов); повреждения при проведении строительных работ (21 процент) и повреждения, вызванные несанкционированными или непродуманными действиями третьей стороны вблизи местоположения трубопровода (19 процентов).
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требует принятие необходимых мер по предупреждению коррозионных аварий трубопроводного транспорта: своевременное диагностическое выявление и устранение опасных коррозионных дефектов и обеспечение трубопроводов надежными средствами электрохимической защиты от коррозии.
Основными методами диагностики линейной части магистральных газопроводов в России являются внутритрубная дефектоскопия и электрометрические измерения с последующим приборным обследованием состояния металла и изоляции труб в контрольных шурфах.
Внутритрубная дефектоскопия — это несомненно наиболее информационный метод получения данных о размерах повреждений металла трубопроводов.
Однако, пока только 40% газопроводов подготовлены к пропуску снарядов-дефектоскопов и в ближайшее 3-5 лет нереально ожидать существенного увеличения доли газопроводов с возможностью осуществления внутритрубной дефектоскопии.
Анализ достоверности результатов дефектоскопии показывает, что, несмотря на победные реляции то одной, то другой групп создателей приборов, фактическая результативность их достаточно низка. Так, реальные размеры дефектов порой расходятся с диагностическими данными на 600%. Многие дефекты вообще не регистрируются, здесь не имеются в виду продольно ориентированные трещины, для этого вида повреждений, созданы специальные снаряды. Но когда практически все коррозионные язвы в зоне продольных заводских швов не фиксируются, об эффективности пропущенных дефектоскопов говорить не приходится. Эти негативные факторы вынуждают эксплуатационщиков проводить большое количество контрольных шурфовок для уточнения параметров дефектов.
Что касается ремонтных работ, проводимых по данным ВТД, то здесь необходимо отметить два важных момента. Если на участке выявлено большое количество опасных дефектов, прежде чем заниматься их устранением, следует провести технико-экономический анализ и определить оптимальный вариант обеспечения эксплуатационной надежности ремонтируемого участка газопровода.
При определенных условиях производства ремонтно-восстановительных работ таким вариантом может оказаться полная или частичная замена труб на участке газопровода, что уже неоднократно имело место на практике.
Опыт капитального ремонта газопроводов показывает, что при переизоляции участка, как правило, 20% труб подвергается замене. Если сравнить такой способ ремонта с полной заменой участка, что в основном практикуется в нашей отрасли, то для трубопровода 1420 мм на 1 км экономия составила более 10 млн. руб. Кроме того проведенными исследованиями установлено, что стоимость и затраты труда при сплошной замене 1 км труб эквиваленты стоимостным и трудовым показателям выборочного ремонта с использованием восьми врезок.
Подводя итог эффективности проведения внутритрубной дефектоскопии, отметим, что уже проведена колоссальная работа, которая без преувеличения позволила сохранить надежность многих газопроводов малыми финансовыми вложениями. Но также необходимо иметь ввиду, что наибольшая польза от ВТД — это ее применение на новых или относительно молодых газопроводах.
1. Эффективность внутритрубной дефектоскопии неоспорима при оптимизации и проведении ремонтных работ на газопроводах с небольшим сроком эксплуатации (до 10-15лет), а также на более старых трубопроводах, эксплуатируемых в некоррозионноопасных средах;
2. В дальнейшем, для повышения эффективности диагностических и ремонтных работ на газопроводах, основным видом диагностики трубопроводов должен стать коррозионный мониторинг.
Многочисленные специализированные выставки и презентации в области противокоррозионной защиты демонстрируют разнообразные средства ЭХЗ, которые, по мнению их разработчиков, способны практически исключить любые опасные проявления коррозионных разрушений, даже в экстремальных условиях сильного коррозионного износа трубопроводного транспорта.
По оценкам экспертов, большая часть нефтегазопроводов выработала плановый ресурс на 60-70%, что представляет огромную экологическую опасность. На территории России примерно 34 % газопроводов, 46 % нефтепроводов эксплуатируются свыше 20 лет. Из них: 15 % газопроводов, 25 % нефтепроводов, 34 % продуктопроводов построены более 30 лет тому назад (условно нормативный срок службы), в том числе 3,5 % газопроводов — более 40 лет. Через 20-25 лет эксплуатации число аварий стабильно растет вследствие того, что образовавшиеся дефекты в стенке трубы и циклические нагрузки оказывают отрицательное воздействие на прочностные характеристики металла и сварных соединений.
Год
|
Протяженность подземных газопроводов, тыс. км
|
Число аварий
|
Тыс. км газопроводов на одну аварию
|
1997
|
261,6
|
32
|
8,18
|
1998
|
269,5
|
38
|
7,09
|
1999
|
300,0
|
31
|
9,68
|
2000
|
320,0
|
37
|
8,65
|
2001
|
327,0
|
47
|
6,96
|
2002
|
330,0
|
39
|
8,46
|
2003
|
357,0
|
22
|
16,23
|
2004
|
368,0
|
52
|
7,08
|
2005
|
375,5
|
49
|
7,66
|
Сумма
|
2908,6
|
347
|
|
Средний уровень
|
|
|
8,38
|
Анализ причин аварий на нефтегазопроводах, зафиксированных в актах технического расследования, свидетельствует о превалирующем влиянии коррозионного фактора. Особую опасность представляет разрушение конструкций по причине коррозионного растрескивания под напряжением (КРН), при этом на газопроводах диаметром 1220, 1420 мм за последние три года — более половины общего числа отказов. Выход из строя такой конструкции во время ее эксплуатации может приводить к большому материальному ущербу, загрязнению окружающей среды, человеческим жертвам, так как зона распространения разрушения может простираться на расстояния от нескольких сот метров до нескольких километров. Поэтому решение вопроса обеспечения технической и экологической безопасности нефтегазопроводов является актуальной задачей.
Наиболее опасным видом коррозионного разрушения является коррозионное растрескивание под напряжением (самопроизвольное разрушение металла в результате одновременного воздействия агрессивной среды и статического механического напряжения). КРН характерно для трубопроводов большого диаметра с высоким уровнем внутреннего давления.
Коррозионное растрескивание наносит огромный экономический ущерб народному хозяйству, вызывая повреждения деталей транспортных средств, газо- и нефтедобывающего оборудования, подземных трубопроводов, теплоэнергетического оборудования, турбин, насосов и др. Растрескиванию преимущественно подвержены высокопрочные стали, аустенитные нержавеющие стали, а также титановые, алюминиевые и магниевые сплавы. Поданным американской «Дю понт компании» 21,6 % общего количества зарегистрированных случаев коррозионных повреждений оборудования приходится на долю КРН.
Благодаря принятым мерам защиты, как ранее информировал президент РСНГС Ю.П. Баталии, на нефтепроводах ОАО «АК «Транснефть» аварийность на 1000 км в год снизилась с 0,25 в 1993 году до 0,04 в 2002 году.
Тем не менее, несмотря на все принимаемые меры коррозия продолжает наносить громадный ущерб промышленному производству во всем мире.
Экономические убытки от коррозии металлов огромны. Например, в США они превышают $100 млрд. в год. А в целом, по оценкам специалистов различных стран, эти потери в промышленно развитых странах составляют от 2 до 4% валового национального продукта. При этом потери металла, включающие массу вышедших из строя металлических конструкций, изделий, оборудования, составляют от 10 до 20% годового производства стали.
Весьма актуальны вопросы защиты от коррозии для нефтяной, нефтегазодобывающей, перерабатывающей и транспортирующей отраслей вследствие металлоемкости РВС — резервуаров хранения нефтепродуктов и прочих сооружений, наличие здесь агрессивных сред и жестких условий эксплуатации металлоконструкций. Убытки, вызываемые коррозионными разрушениями резервуаров, составляли для Минтопэнерго бывшего СССР несколько сотен миллиардов долларов и около 50 тыс. т черных металлов в год.
По информационным источникам GreenPeace, в России аварии на нефтепроводах происходят, в основном, по причине износа труб (более 1/3 нефтепроводов имеют возраст более 30 лет), из-за внутренней коррозии (внутрипромысловые нефтепроводы) и из-за внешней коррозии (магистральные нефтепроводы). Часто нефтепроводы прокладывают с нарушением глубины заложения. На внутрипромысловых нефтепроводах 42% труб служат менее 5 лет из-за внутренней коррозии. В результате сокращения утечек до уровня мировых нормативов можно сохранить до 24 млрд. куб. м газа (по произведенным расчетам).
Вот только некоторые данные статистики Госгортехнадзора за 1999-2000 гг.
13 ноября 1999 г. На 1174 км магистрального газопровода «Ухта-Торжок» ООО «Севергазпром» ОАО «Газпром» (Управление Печорского округа) в режиме промышленной эксплуатации разрушился трубопровод с возгоранием газа.
6 марта 2000 г. На 353-м км магистрального нефтепровода «Тумазы-Омск-Новосибирск-М» ОАО «Уралсиб-нефтепровод» (Уральское управление) обнаружен выход нефти объемом свыше 25 куб. м с попаданием на лед р. Ищелька. Причина аварии - коррозионное разрушение.
20 марта 2000 г. На 967-м км магистрального газопровода «Ухта-Торжок» ООО «Севергазпром» (Управление Печорского округа) из-за стресс-коррозионного разрушения трубопровода произошло возгорание газа.
5 апреля 2000 г. На 328-м км магистрального нефтепровода «Малгобек-Тихорецк» ОАО «Черномортранснефть» (Управление Северо-Кавказского округа) из-за коррозионного разрушения обнаружен выход нефти из трубопровода.
В 2003 г. на объектах системы газопроводов «Севергазпрома» произошло 5 аварий. Пик аварийности трубопроводов пришелся на 1999г., когда было зафиксировано 9 случаев порывов на магистралях.
При общей динамике аварийности подземных газопроводов за 1997-2005 гг., приведенный в таблице, до 37% случаев разрушения вызваны коррозионными причинами. В чем же причины столь неблагополучной ситуации? Ее всесторонний анализ свидетельствует о том, что основной причиной является человеческий фактор, проявляющийся в недостатке научно-технического персонала специалистов противокоррозионной защиты трубопроводного транспорта.
Во всем мире давно уже признана необходимость наличия специальных служб защиты трубопроводов от коррозии как самостоятельных структурных подразделений, обеспечивающих безотказную и безаварийную работу нефтяных и газовых магистралей. Для таких служб должны готовиться квалифицированные специалисты инженерного и технического уровня.
К сожалению, в Российской Федерации эта прописная истина предана необъяснимому забвению. Централизованная самостоятельная служба защиты от коррозии в настоящее время сохранилась лишь в ОАО «Газпром». В, отраслях ТЭК и основных промышленных производств функции этой важнейшей службы совмещают с другими производственными задачами (общеэнергетическими, производственными и т. п.). Высшие учебные заведения нефтяной и энергетической специализации давно исключили из программы подготовки специальность «защита от подземной коррозии». Курсы переподготовки инженерно-технического персонала по противокоррозионной защите носят случайный, не системный характер.
Подытоживая сказанное, можно констатировать, что на текущий момент одной из определяющих задач по снижению коррозионной аварийности нефтегазопроводов и других объектов ТЭК является системная подготовка квалифицированных специалистов в области защиты от подземной коррозии и повышение внимания Руководителей нефтегазового трубопроводного транспорта к организации самостоятельной службы противокоррозионной защиты эксплуатируемых трубопроводных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Индустриальная старость России». Интернет-сайт, 2006 г.
2. Тухбатуллин Ф.Г., Велиюлин И.И., Решетников А.Д., Тимофеев А.Л. (ООО «ВНИИГАЗ», Анализ эффективности диагностики при оптимизации ремонта магистральных газопроводов, 23-27 апреля 2001 г, Хаммамет, Тунис.
3. Басиев К.Д., Бигулаев А.А., Кодзаев М.Ю. Механо-коррозионные процессы в грунтах и стресс-коррозия в магистральных газопроводах, «Вестник ВНЦ», 2005, №1
4. Фаизов Р.Б. Актуальность и экономические аспекты проблемы коррозии и защиты металлических сооружений, «Нефть, Газ. Промышленность», 2004, №3(8) (ссылки 13-16)
5. Новости, «Бизнес-Новости Коми», 6 февраля 2004 г, Сыктывкар.
6. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2005 году.