Уважаемые коллеги!
Позвольте мне прежде всего поблагодарить организаторов конференции за предоставленную возможность изложить позицию Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по обсуждаемым вопросам. Инфраструктура транспорта углеводородов является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, которые являются эффективным инструментом реализации государственной энергетической политики, позволяющим государству регулировать поставки энергоносителей на внутренний и внешний рынки.
Проблема развития транспортной инфраструктуры ТЭК для такой страны, как Россия, с ее большими расстояниями и значительной удаленностью основных нефтегазовых ресурсов от центров потребления внутри страны и перспективных внешних рынков имеет особое значение. Поэтому Правительство Российской Федерации в последнее время уделяет пристальное внимание развитию всего комплекса транспортной инфраструктуры страны и прежде всего инфраструктуры нефтяного комплекса.
Основные ориентиры развития инфраструктуры нефтяной промышленности были определены в утвержденной в 2003 г. Энергетической стратегии России на период до 2020 года. В настоящее время правительство перешло к непосредственной реализации положений стратегии. В 2004 г. были приняты решения по расширению мощностей Балтийской трубопроводной системы до 65 млн. т., строительству трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», в законодательной сфере продолжилась доработка проекта Федерального закона «0 трубопроводном транспорте». В начале 2006 г. БТС вышла на проектную мощность, а в апреле началось строительство системы ВСТО. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России обусловлено следующими основными факторами:
• появлением новых центров добычи нефти в Каспийском регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин) при снижении добычи в традиционных районах добычи европейской части страны (Татария, Башкирия, Кавказ);
• целесообразностью формирования новых экспортных маршрутов российской нефти и нефтепродуктов;
• необходимостью увеличения мощности нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт;
• необходимостью иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по российской системе трубопроводов.
Нельзя не отметить, что Россия занимает особое место среди основных поставщиков нефти с точки зрения возможных объемов поставок, транзитного потенциала и надежности (стабильности) поставок. Кроме того, можно определенно утверждать, что в обозримой перспективе Россия сохранит статус одного из основных поставщиков углеводородного сырья на мировой рынок. После временного сокращения добычи нефти в 90-х годах прошлого века, вызванного сложностями перехода от плановой к рыночной экономике, Россия уверенно вышла на второе место в мире по добыче и экспорту нефти. В период с 1998 по 2005 г. объем добычи нефти в Российской Федерации увеличился в полтора раза — с 303 до 470 млн. тонн. В будущем ожидается умеренный рост добычи на 1,5-2% в год, что позволит России добывать к 2015 г. 510-540 млн. т. нефти. Также ожидается существенное изменение структуры сектора нефтедобычи. К 2015 г., по нашей оценке, в европейской части страны будет отмечено снижение уровня добычи со 110 млн. т. (в 2005 году) до 80-90 млн. т. Однако данное падение будет полностью компенсировано появлением новых нефтегазоносных провинций (Восточная Сибирь, шельфы морей) добыча нефти в которых к 2015 г. достигнет 40-70 млн. т., а также развитием производственной базы Тимано-Печорской провинции, где предполагаемая добыча увеличится может увеличиться до 35 млн. т.
В нефтепереработке приоритетом станет повышение качества моторных топлив, соответствующее ожидаемому изменению структуры транспортного парка, изменениям стандартов качества топлива на внутреннем и внешнем рынках при сокращении производства мазута до технологически оправданного объема его использования в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях. К 2015 г. объем переработки нефти может достигнуть 220-230 млн. т. с одновременным увеличением глубины переработки до 75-80%. Что касается внешних рынков, то согласно имеющимся прогнозам, мировой спрос на нефть может вырасти к 2025 г. на 40%, при этом в целом ситуация на мировом рынке углеводородов будет характеризоваться:
• резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);
• увеличением разрыва между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах;
• ограниченностью мощностей по добыче и транспортировке нефти.
С учетом этих тенденций экспорт нефти из России к 2015 г. вырастет на 25-45 млн. т. и составит 280-300 млн. т. Также произойдет структурное изменение экспорт за счет увеличения доли поставок нефти в страны АТР (до 15%). В целом предполагаемый объем добычи позволит полностью обеспечить увеличивающиеся потребности внутреннего рынка страны и сформирует базу для роста экспорта нефти из России. Вместе с тем в настоящее время существует ряд структурных ограничений имеющейся транспортной инфраструктуры, существенным образом снижающих потенциал экспорта российской нефти на мировой рынок, в т.ч.:
• исторически сложившаяся замкнутость транспортной инфраструктуры на европейское направление экспорта нефти;
• практическое отсутствие возможности увеличения транспортировки нефти через черноморские порты и проливы Босфор и Дарданеллы;
• ограниченные возможности наращивания экспорта через порты Балтийского моря;
• отсутствие транспортных систем для экспорта нефти на наиболее перспективные рынки АТР.
Соответственно для обеспечения прогнозного роста объемов добычи и экспорта российской нефти необходимо дальнейшее развитие системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», увеличение ее пропускной способности, а также расширение действующих и строительство новых нефтеналивных морских терминалов. В настоящее время локализован ряд проектов, позволяющих снять большую часть этих ограничений. Во-первых, это развитие восточного направления экспорта нефти. На Восточную Сибирь и Дальний Восток приходится от 40 до 507о прогнозных ресурсов нефти России, крупномасштабное использование которых будет способствовать не только ускоренному развитию промышленного потенциала региона, но позволит также существенно повысить уровень жизни местного населения и, что не менее важно, укрепить позиции России на энергетических рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Необходимость ускоренного освоения энергетических ресурсов восточных регионов России диктуется также соображениями энергетической безопасности страны. Темп роста спроса на углеводороды в АТР, и в частности в регионе Северо-Восточной Азии, вдвое превышает европейский, и вполне логично, что этот регион может стать приоритетным рынком сбыта для нефти, добываемой в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (мощностью до 80 млн. т в год) обеспечит формирование в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок АТР, создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям рационального пользования недрами, с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.
На первом этапе будет построен нефтепровод на участке Тайшет -Сковородино для транспортировки 30 миллионов тонн западносибирской нефти, а также нефтетерминал на побережье Тихого океана. Завершить строительство первого этапа планируется к концу 2008 года.
На втором этапе будет произведено увеличение мощности существующей части нефтепровода и терминала, а также будет построен участок трубопровода от Сковородино до нефтеналивного терминала. Как уже было отмечено, в апреле 2006 года проект вступил в фазу реализации. Вместе с тем возник ряд вопросов, объективно неизбежных при реализации проектов такого масштаба. В первую очередь это экологические аспекты функционирования ВСТО. В отношении размещения нефтеналивного терминала в бухте Перевозная получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. В настоящее время ОАО «АК «Транснефть» дорабатывает ТЭО проекта нефтеналивного терминала в бухте Перевозная с целью устранения замечаний экспертизы, а также изучает альтернативные варианты размещения терминала. Кроме того, в целях исключения возможных экологических рисков для загрязнения озера Байкал ОАО «АК «Транснефть» приступило к проработке варианта прохождения трассы в обход озера Байкал, севернее его водозаборной зоны.
Также немаловажным представляется выработка эффективной тарифной политики, которая бы позволила рационально использовать как существующие мощности в западной части России, так и обеспечить загрузку системы ВСЮ на первом этапе за счет нефти западносибирских месторождений. Во-вторых, это развитие нефтепроводной системы в северном направлении. Как уже было сказано выше, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция обладает значительным потенциалом роста добычи, а строительство нефтепровода Харьяга — Индига создаст условия для освоения новых месторождений в данном регионе и обеспечит выход в акваторию Баренцева моря, что позволит осуществлять поставки российской нефти крупнотоннажными танкерами на американский рынок. Для реализации данного проекта необходимо предварительное изучение ресурсной базы данного региона, а также возможности обслуживания крупнотоннажных танкеров с российской нефтью в североамериканских портах и потребность в ней перерабатывающих предприятий США.
В настоящее время данная работа ведется в рамках разработки Программы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2020 года, окончательный вариант которой будет представлен в Правительство Российской Федерации в 2006 году. В-третьих, это проекты трубопроводных маршрутов в обход черноморских проливов. Развитие экспортной инфраструктуры российской нефти связано не только с разработкой новых маршрутов, но и с необходимостью решения проблем эксплуатации традиционных направлений. Одной из них является известная проблема черноморских проливов, над поиском путей решения которой работает Минпромэнер-го России и ОАО «АК «Транснефть». В связи с вводимыми Турцией ограничениями на проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы сложилась ситуация, характеризующаяся задержками в поставках нефти российских компаний в Европу. Эту сложную транспортную проблему могут существенно усугубить планы Каспийского трубопроводного консорциума по увеличению мощности своего нефтепровода с 30 до 65 миллионов тонн в год. Анализ возможных вариантов обхода проливов показал, что наиболее приемлемым для России является проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Тариф на транспортировку нефти по маршруту этого нефтепровода, проходящего по территории Болгарии и Греции, будет сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через Босфор и Дарданеллы. Намерение участвовать в этом проекте проявляют ОАО «АК «Транснефть» и ряд российских нефтяных компаний. Вместе с тем следует учитывать желательность увязки планов КТК с реализацией проекта Бургас — Александру-полис, как с наиболее разумным вариантом решения данного вопроса. Кроме того, для оптимизации загрузки созданных нефтетранспортных мощностей и соответствующего повышения их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок нефти из Казахстана и Азербайджана. В связи с этим следует продолжить переговоры по заключению долгосрочного соглашения между Россией и Азербайджаном с целью сохранения существующего объёма транзита азербайджанской нефти по территории Российской Федерации. Кроме того, в связи с завершением строительства нефтепровода Атасу — Алашанькоу, казахстанская сторона заинтересована в поставках по нему российской нефти в объёме 10 млн. тонн в год. Рассмотрение этого вопроса целесообразно осуществлять одновременно с принятием решения об увеличении транзита казахстанской нефти по нефтепроводу Атырау — Самара до 25 млн. т в год. Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предусматривается строительство нефтепродуктопроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, Андреевка - Альметьевск, а также Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и перевалочного комплекса в городе Приморске. В целом мощности магистральных нефтепродуктопроводов могут возрасти к 2010 г. не менее чем на 1/3.
Инвестиционный потенциал вышеуказанных проектов оценивается в 16 млрд. долл. США (в ценах 2004 г.), при этом их реализация позволит расширить пропускную способность системы магистрального нефтепроводного транспорта России более чем на 100 млн. тонн. Также необходимо отметить, что для реализации экспортного потенциала России потребуется сооружение ряда новых и развитие действующих морских нефтеэкспортных терминалов (в том числе терминалов нефтяных компаний). Это прежде всего строительство терминалов в г. Высоцк в Ленинградской области (до 10 млн. т.), в Архангельске (до 5 млн. т.), в бухте Перевозная на Японском море (до 50 млн. т., в рамках проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»), в порту Ильинка Астраханской области (до 3 млн. т.), а также расширение терминалов порта Варандей на Баренцевом море (до 12 млн. т.) и порта Ижевское в Калининградской области (до 4,5 млн. т.).
Таким образом, развитие инфраструктуры нефтяной промышленности будет способствовать диверсификации российского экспорта нефти, позволит снизить зависимость от европейского рынка и обеспечит конкурентоспособность России с нефтедобывающими странами Ближнего Востока, Африки и Каспийского региона.
Благодарю за внимание.