— Сергей Николаевич, в последние годы в нашей стране появились и реализуются различные крупномасштабные проекты по
строительству нефтяных и газовых магистральных трубопроводов. Их география широка - Каспийское и Балтийское моря, нашумевший проект нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и ряд других. Все это, безусловно, даст мощный импульс дальнейшему развитию экономики страны, ее энергетической составляющей. Но обескураживает факт, что при такой востребованности трубы собственно российского производства оказались где-то на задворках этих «строек века». Что это — заговор мировых корпораций или реальная оценка состояния нашего нынешнего трубопроводного промышленного производства?
— Соглашусь с вами. Мне как россиянину тоже за державу обидно. И тоже не нравится, что наша промышленность оказалась без перспективных заказов. А самые «вкусные кусочки» ушли, как говорится, на чужой стол. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения государственного надзора, то мы должны признать, что тут есть и вина самих россиян. Успех участия российских трубных компаний в реализации крупномасштабных проектов во многом зависит от качества труб и возможностей производителей изготавливать трубы в нужном количестве и в установленные сроки. А тут наши производители, к сожалению, не всегда оказываются в первых рядах. Многие проблемы связаны с невозможностью выполнить поставки качественно и в сжатые сроки. Выходом из положения могло бы стать объединение усилий, а оперативно объединять свои мощности заводы пока не научились. Так сложилось, что создание сети магистральных трубопроводов в СССР и ее дальнейшее развитие в России в основном проводилось с использованием зарубежных труб. Данное обстоятельство отрицательно повлияло на нормотворчество и не позволило разработать прогрессивный стандарт.
Трубы для нашей сети магистральных трубопроводов изготавливались исключительно по индивидуальным техническим условиям, разрабатываемым иногда на небольшие партии продукции. Основные недостатки системы ГОСТ для нефтегазовой отрасли заключаются в том, что стандарты разрабатывались с учетом узких ведомственных интересов, исходя из возможностей производителя, а не нужд потребителя.
Кроме того, система ГОСТ нефтегазового профиля была крайне неповоротлива и практически не реагировала на изменения ситуации. В результате система стандартизации на основе ГОСТ оказалась тормозом на пути принятия прогрессивных решений, когда потребовалось развивать производство высокотехнологичного оборудования, необходимого для интенсификации работ, повышения производительности и освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. Наши производители продолжали масштабный выпуск морально устаревшего оборудования, которое
было нерентабельно и ненадежно в применении, поэтому мало использовалось внутри страны и почти не находило спроса за границей. За последние десятилетия в мировой нефтегазовой промышленности сложилось устойчивое правило: использовать международные стандарты и признанные системы добровольной сертификации. В то время как, по оценкам специалистов, ГОСТы нефтегазового профиля гармонизированы с международными стандартами чуть больше чем на 10%. Поэтому главное условие выживания и развития отечественных производителей
нефтегазового оборудования — это переход на международные нормы, адаптированные к российским условиям. Процесс объединения усилий российских специалистов в этом направлении начался с создания межотраслевого совета по стандартизации, однако эти действия слишком медленны, не соответствуют потребности текущей ситуации и ближайшей перспективы. И в целом работа по модернизации наших стандартов и созданию новых все-таки значительно отстает от потребностей нефтегазового рынка. Для того чтобы выходить на международный рынок и выигрывать тендеры на поставку продукции нефтегазового профиля, российские компании должны свободно применять современные зарубежные стандарты. В мировой практике основным стандартом на трубы для транспортировки нефти и газа является спецификация Американского нефтяного института 5L. В период перехода на рыночные отношения ряд отечественных производителей труб (Волжский, Выксунский и другие трубные заводы) освоил изготовление своей продукции по стандартам Американского нефтяного института и благодаря своевременным действиям сумел принять участие в строительстве нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, газопровода «Россия-Турция», трубопроводов сахалинских проектов. Так что не все так печально, как вы думаете.
- Как вообще формируются нормы и стандарты? Чем они обусловлены?
В первую очередь, любая продукция должна соответствовать своему изначальному предназначению. И во-вторых, она является непосредственным отражением технологического уровня производства и потребностей общества. Например, в послевоенные годы для строительства промысловых трубопроводов успешно использовались бывшие в употреблении артиллерийские стволы. Особенности обеспечения безопасности на этапах развития и функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта природного газа, нефти, нефтепродуктов и других опасных жидкостей тесно связаны, с одной стороны, с их огромной ролью в обеспечении энергетической безопасности страны, а с другой — с возможными серьезными последствиями в случае возникновения на них аварий.
Причины аварий на трубопроводах в соответствии со сложившимися подходами условно группируются в следующем порядке:
1) коррозионные повреждения;
2) брак строительно-монтажных работ;
3) брак изготовления труб, запорной арматуры и другого оборудования;
4} ошибочные действия персонала, нарушения требований эксплуатации и другое;
5) внешние воздействий, создающие дополнительные нагрузки на стенки труб.
На объектах магистральных трубопроводов до 12% аварий с серьезными последствиями возникает в результате развития дефектов, допущенных при изготовлении труб и комплектующих изделий. К примеру, несовершенство технологии формирования трубного листа создает условия для развития стресс-коррозионного трещинообразования в околошовной зоне продольного сварного шва.
Установлены четыре фактора развития аварийности по причине стресс-корозионного растрескивания: 1) несовершенство технологии изготовления изделий: 2) недостаточный заводской контроль качества при изготовлении; 3) несовершенство нормативной базы; 4) непрофессиональный подход к организации и работе технического надзора заказчика за соблюдением требований по обеспечению качества на этапах изготовления, транспортирования изделий, строительства и испытаний.
Жесткость выдвигаемых требований к системам трубопроводной транспортировки природного газа продиктована также возможностью катастрофического (каскадного) развития последствий аварий. Уровень безопасности объектов трубопроводного транспорта должен обеспечивать максимальную надежность бесперебойных поставок углеводородного сырья при одновременной минимизации угрозы возникновения аварий. Еще одна угроза безопасной транспортировке газа таится в перспективе, связанной с потребностью развития сети морских трубопроводов. Безусловно, к ним должны устанавливаться особые требования — повышенная толщина стенок, максимальные показатели по цилиндричности, устойчивость к коррозионным процессам и другие. Опыт надзорной деятельности показывает, что цена ошибочных решений или брака, допущенного при строительстве, испытаниях, а также нарушений при эксплуатации магистральных трубопроводов постоянно возрастает. Ущерб от аварии на море на несколько порядков выше, чем на континенте. Соответственно, должна меняться в сторону ужесточения и нормативная база.
— В чем, собственно, заключается отличие наших стандартов и требований от зарубежных?
— Уровень требований, заложенных в нормативные документы, должен соответствовать уровню технологического развития производства. В мировой практике для производства труб нефтегазового назначения применяется более 20 технических спецификаций, устанавливающих широкий диапазон требований. Нормативная документация постоянно совершенствуется с учетом улучшения технологии изготовления продукции и технологии проведения контроля качества производства. В перечень установленных стандартов включены химические и механические свойства, допуски по геометрическим размерам, а также процедуры проведения неразрушающего контроля качества. Основные спецификации устанавливают нормативы на трубную продукцию диаметров 460-1420 мм с толщиной стенки до 30 мм.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ ТРИ ВИДА СПЕЦИФИКАЦИЙ:
1) стандарты на линейные трубы, выпущенные институтами API 51, DIN 17172, ЕЕМОА 168; канадский стандарт Z-662; 2) общие спецификации, выпущенные крупными нефтегазовыми компаниями, такими как SNAM, BRITISHGAS, GaztieFrance, Statoil, Shell, Amoco, ENAGAS и другими; 3} специальные спецификации, выпущенные для крупных проектов магистральных трубопроводов (преимущественно на шельфе).
Действующие спецификации на линейные трубы в основном ограничивают максимальное содержание химических элементов. Однако некоторые нормативные документы устанавливают определенный уровень их содержания или требуют договоренности с заказчиком о функциональном назначении трубной продукции. Большинство требований спецификаций аналогичны и основные различия связаны с особенностями использования трубной продукции (сухопутная часть, морская часть, наличие сероводородной среды и другое). Применение общей спецификации для конкретного проекта строительства трубопровода обычно предусматривает ограничения по химическому составу.
- А как сегодня идет реализация закона о техническом регулировании в нефтегазовом комплексе?
— Можно сказать, по бесперспективному пути. По целому ряду причин, в числе которых попытка подогнать все регламенты под один шаблон, а также отсутствие четкого представления о современной системе регулирования безопасности в нефтегазовой отрасли. Это при том, что нормативная база для развития нефтегазовой отрасли на шельфе практически полностью отсутствует или безнадежно устарела. Мировая практика показывает, что успешное освоение нефтегазовых ресурсов, особенно на шельфе, требует специального подхода к регулированию безопасности. Участие отдельных отечественных компаний в поддержке процесса создания специальных технических регламентов иногда сводится к попыткам решить свои сиюминутные интересы в ущерб долгосрочных общеотраслевых и государственных потребностей. Проект специального технического регламента по трубопроводному транспорту претерпел более 50 объявленных редакций, объем документа превышает 100 страниц. В проект одновременно были внесены десятки предложений, которые не соответствуют современной практике безопасного и качественного выполнения работ. Например, в одной из редакций предлагалось на равных условиях рассматривать проведение гидравлических и пневматических испытаний трубопроводов на прочность. Хотя известно, что безопасность пневматических испытаний обеспечить практически невозможно, при этом степень выявления дефектов по сравнению с гидравлическими испытаниями крайне низка. Единственное преимущество пневматических испытаний — это дешевизна, если, конечно, не произойдет разрыва трубопровода с тяжелыми последствиями. Проект специального технического регламента по трубопроводам представляет набор требований, которые в зарубежной практике излагаются в основном в специальных стандартах и комментариях к этим стандартам. Специальные технические регламенты, разрабатываемые во исполнение закона «О техническом регулировании», должны содержать минимальные требования. Например, объем канадского федерального регламента по обеспечению безопасности сухопутных трубопроводов, разработанного на основании закона о нефти и газе и утвержденного генерал-губернатором Канады 23 июня 1999 г., составляет менее 13 страниц двуязычного текста (французский и английский). Объем канадского стандарта по трубопроводным системам составляет 356 страниц англоязычного текста. Объем комментариев к стандарту — 536 страниц англоязычного текста.
Недостатки нормативного регулирования безопасности весьма серьезно сказываются на конкурентоспособности российских компаний и, в конечном счете, порождают несовершенство системы оценки безопасности объектов и, соответственно, продукции, а также неразвитость системы сбора объективной информации о состоянии объектов.
К примеру, необъективное расследование причин аварий может не только снижать эффективность предупредительных мероприятий, но и престиж производителей продукции. Если продукция применена не по назначению, не выполняются требования производителя, а в качестве причин аварии указывается брак изготовителя, то понятно, каковы будут меры по профилактике аналогичных аварий. Как показывает успешный международный опыт разработки и поддержания нормативной базы, роль государства при принятии конкретных норм колеблется от 30 до 40%. Эффект прогрессивного режима регулирования безопасности сложно оценить, однако результативность принимаемых мер весьма ощутима. По зарубежному опыту освоения запасов в Северном море, эффективность затрат на безопасность только от снижения внеплановых потерь при авариях и инцидентах составляет как минимум 200%. Учесть повышение эффективности производства при введении прогрессивных методов государственного регулирования безопасности сложно, но многие специалисты уверенно говорят об очевидных преимуществах.
- Какие недостатки управления безопасностью производственных процессов, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными?
— Несовершенство авторского надзора и отсутствие практики авторского сопровождения применения продукции. А упущения в этой области деятельности соответственно ведут к тому, что хорошая и качественная продукция в результате неправильного использования (повреждения при транспортировке, погрузке-разгрузке, нарушения требований при монтаже, испытаниях, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте) может привести к отказам или даже авариям.
Сертификация качества изготовления и сертификация управления безопасностью производственных процессов – основные составляющие организации работы успешного производителя нефтегазового оборудования.
Для устойчивого развития нефтегазового комплекса Российской Федерации в долгосрочной перспективе необходимо четко координировать действия компаний. Важно понять, что вопросы безопасности должны рассматриваться в целом, и, как говорят наши норвежские коллеги по государственному надзору, на нефтегазовых объектах необходимо применять холистический (целостный) подход к оценке безопасности. В части гармонизации отечественных стандартов следует ориентироваться на страны, где имеется значительный опыт работы, сходные условия строительства и функционирования трубопроводов.
- Многие специалисты приводят в пример Канаду. Вы согласны с ними?
— Я отношу себя к их числу. Действительно, Канада представляется наиболее перспективной страной для кооперации и использования опыта регулирования безопасности магистральных трубопроводов. Здесь близки к российским климатические условия, использование метрической системы, состав грунтов и другие параметры. В этой стране основная сеть магистральных и промысловых трубопроводов имеет срок эксплуатации более 40 лет, т.е. их трубопроводные системы на 10 - 15 лет старше наших. Многие проблемы, связанные со сроками эксплуатации, проявились в Канаде раньше и раньше начались решаться. Компании затратили существенные средства на решение проблем стресс-коррозии (несколько сотен миллионов долларов к 1997 г.). Некоторые проблемы предупреждения стресс-коррозии уже успешно решены. У нас также ведутся научно-исследовательские и практические работы по решению проблем коррозионного растрескивания магистральных газопроводов и на них тратятся огромные деньги. В силу разности подходов к организации исследований мы и канадцы находимся по отношению друг к другу в различных положениях. В чем-то впереди, в чем-то отстаем. Значит, нужно налаживать более тесную кооперацию в области обеспечения безопасности магистральных трубопроводных систем. Нужно отметить, что в разных странах по-разному строят систему стандартов, хотя по содержанию они во многом идентичны. Например, канадский стандарт для нефте- и газопроводных сетей фактически является совмещенным аналогом двух американских стандартов (для трубопроводов природного газа и для трубопроводов опасных жидкостей). Это хороший пример того, как можно использовать опыт других стран, экономя деньги и время на разработку. Мы тоже можем более эффективно использовать успешный зарубежный опыт, сочетая его со своими наработками и передовой практикой, не имеющей аналогов.
- Тем более что, наверное, Канада не единственная страна, из опыта которой мы можем взять для себя много ценного...
— Разумеется. По пути максимального использования опыта других стран пошли, к примеру, и в Норвегии.
В начале разработки шельфа Норвегии в стране не было ни нефтегазовых компаний, ни опыта разработки норм. Однако именно творческое применение наилучших стандартов и признание подходящих международных норм позволили Норвегии добиться известных успехов.
Чем опасно применение зарубежных стандартов без адаптации к российским условиям? Дело в том, что система формирования стандартов опирается на систему взаимоотношений компаний, надзорных органов и просто инженерно-технических работников. Как известно, многие зарубежные нормы заложены на добровольной правовой основе. Однако эти добровольные нормы получают статус обязательных путем введения их в соответствующие государственные регламенты. Несоблюдение «добровольных» норм необходимо доказательно обосновать перед надзорными органами и страховыми компаниями. Кроме того, каждый инженер, в случае принятия им некомпетентного и заведомо противоречащего действующим нормам технического решения, рискует навсегда лишиться инженерной практики в нефтегазовых компаниях. У нас таких механизмов не создано и поэтому слепое заимствование чужого опыта и чужих стандартов может привести к неожиданно плохим результатам. Такой опыт мы, к сожалению, уже получили, когда несогласованные действия зарубежных и отечественных участников работ приводили к авариям и несчастным случаям. Необходимо максимально активизировать работу межотраслевого совета по стандартизации, расширить сферу его влияния не только на изделия, но и на порядок взаимоотношений надзорных органов и компаний, целостного рассмотрения вопросов промышленной и экологической безопасности, охраны труда на объектах нефтегазового комплекса, системы управления работой компаний. Эти аспекты деятельности особенно важны для успешного освоения трудноизвлекаемых нефтегазовых ресурсов, включая ресурсы на континентальном шельфе.