Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. предусматривает развитие транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса, регулирование доступа производителей энергоресурсов к трубопроводным системам, поддержку проектов, направленных на создание энерготранспортной инфраструктуры - на основе принципов частно-государственного партнерства: координация целей, соединение усилий и разделение ответственности и рисков.
С учетом этих установок происходит развитие системы транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки. Хочу лишь подчеркнуть, что в стратегическом плане развитие энерготранспортной инфраструктуры требует комплексного, ориентированного на перспективу взаимодействия всех участников процесса бизнеса, региональных и федеральных структур.
Согласно прогнозам Минпромэнерго, увеличение объемов добычи нефти к 2015 г. вырастет до 509-542 млн. т против 472 в 2005 г.
Объемы экспорта сырой нефти в 2015 г. могут составить 272-300 млн. т против 253 в 2005 г.
Ожидается также рост объемов первичной переработки нефти к 2015 г. до 225-230 млн. т (против 207 в 2005 г.). Объемы производства бензина возрастут в 1,2 - 1,3 раза, дизельного топлива - на 17-23%.
При этом выход светлых нефтепродуктов увеличится с 57,2% в 2005 г. до 62- 64,5% к 2015 г. при существенном улучшении их качественных характеристик, что корреспондируется с планами компаний по реконструкции и техническому перевооружению НПЗ. На стабильном уровне сохранится экспорт нефтепродуктов.
Соответственно, рост добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов требует
соответствующего развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. В настоящее время система трубопроводного транспорта включает около 350 тыс. км трубопроводов технологического назначения, около 2,5 тыс. км магистральных трубопроводов, принадлежащих нефтяным компаниям, в том числе иностранным, а также 50 тыс. км трубопроводов, принадлежащих ОАО «АК «Транснефть», которая обеспечивает экспортные поставки нефти и доступ к трубопроводным мощностям, регулируемый государством. В системе функционируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн. кубометров.
Труба для нефти
Сеть магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (МТТНП) располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до западных границ Украины с Венгрией и латвийского порта Вентспилс. Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе 15,2 тыс. км магистральных и 3,9 тыс. км отводов. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) из 14 нефтеперерабатывающих заводов европейской части России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Новополоцкий).
Средний срок службы трубопроводов компании ОАО «Транснефтепродукт» составляет 27,2 года при нормативном 33 года. При этом тенденция роста срока службы приостановлена. Техническое состояние основного и вспомогательного технологического оборудования перекачивающих станций и резервуарных парков удовлетворительное. Аварий по техническим причинам с 2002 г. не было.
За 2000-2005 гг. объем перекачки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» увеличился на 20,3% (с 23,1 млн. т. до 27,8 млн. т) как за счет роста объема транспортировки нефтепродуктов на внутренний рынок (прирост на 1,6 млн. т), так и за счет экспорта (прирост на 3,1 млн. т, в том числе в дальнее зарубежье - на 2,3 млн. т).
Главная цель компании на ближайшие годы - вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, послужит развитию экономической инфраструктуры государства и укреплению обороноспособности России. В связи с этим осуществляется строительство магистрального нефтепродуктопровода «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск» (проект «Север») с выходом на побережье Балтийского моря в район морского порта Приморск Ленинградской области и сооружение там терминала по отгрузке светлых нефтепродуктов.
Другим перспективным направлением развития компании является выход нефтепродуктопроводов на побережье Черного моря. Этот проект рассматривается в увязке с другими вопросами развития транспортной инфраструктуры углеводородного сырья и продуктов его переработки в Черноморском бассейне.
Рассматриваются и другие, менее капиталоемкие проекты (строительство отвода от Приморска в направлении порта Высоцк, достройка нефтепродуктопровода «Андреевка - Альметьевск» и др.).
Несколько подробнее о проекте «Север». Протяженность - 1529 км (Второво -Приморск - 1056 км, Субханкулово -Альметьевск - 167 км, вторая нитка Кириши - Приморск - 306 км), диаметр -530 мм, проектная мощность первой очереди - 17 млн. т, в том числе 8,4 млн. т первый пусковой комплекс, 24,6 млн. т при полном развитии. Плановый срок окончания строительства первого пускового комплекса проекта «Север» - июнь 2007 г.
В результате реализации указанных проектов мощность трубопроводной системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» может расшириться за период 2006-2012 гг. с 50 до 74 млн т в год.
Газотранспортная система
Важнейшим приоритетом Энергетической стратегии является сохранение Единой системы газоснабжения (ЕСГ), ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия).
К 2015 г., в зависимости от прогнозного варианта, ожидается рост добычи газа до 742-754 млрд. мЗ (против 638 в 2005 г.). Основной прирост добычи ожидается в Северо-Западном регионе - на 38 млрд. м3 (за счет освоения Штокмановского месторождения), а также в Восточной Сибири - на 33 млрд. м3 (с учетом начала освоения месторождений Иркутской области, включая уникальное Ковыктинское месторождение). На Дальнем Востоке планируется выход на проектную мощность проектов «Саха-лин-1,2», а также начало разработки проекта «Сахалин-3», в результате чего добыча газа в этом регионе увеличится на 42 млрд. м3.
Предусматривается полностью удовлетворять внутренние потребности экономики и населения в газе при росте уровня его потребления с 442 млрд. м3 в 2005 г. до 470 млрд. м3 в 2010 г. и 490 млрд. мЗ в 2015 г.
Прогнозные объемы экспорта газа в 2015 г. смогут, согласно оценке, составить 274-281 млрд. м3 (против 207 млрд. м3 в 2005 г.). При этом с учетом тенденций развития мирового газового рынка и возможного места России на этом рынке, стратегического решения о диверсификации экспортных поставок принципиально изменится структура экспорта российского газа:
• за счет освоения ресурсов восточной части России («Сахалин-1,2»), а также Штокмановского месторождения доля сжиженного природного газа, поставляемого на рынки АТР и Восточного побережья США, достигнет 61 млрд. м3 (22% от общего объема экспорта);
• по западному маршруту в Китай (проект «Алтай» будет поставлять газа 30 млрд. м3 (11%);
• продолжится рост поставок газа в Европу со 154 до 173 млрд. м3 (а доля снизится на 12 до 62%), при диверсификации маршрутов поставок газа по СЕГ и продлении «Голубого потока» до стран Центральной Европы и южных регионов Италии;
• поставки российского газа в страны бывшего СССР будут постепенно балансироваться (постепенно замещаться) поставками центрально-среднеазиатского газа, в результате чего экспорт российского газа в данный регион снизится на 37 млрд. м3, а доля в общем экспорте - на 20% (до 6%).
ЕСГ России представляет собой мощный, во многом уникальный производственный комплекс. В газотранспортную инфраструктуру ЕСГ входят: 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов; 6,1 тыс. км конденсатопродуктопроводов; 264 компрессорных станций мощностью 44,8 млн. кВт; 24 объекта подземного хранения газа. На долю газотранспортной системы приходится около 85% основных производственных фондов ОАО «Газпром»; более половины ее протяженности составляют газопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм).
Среднее расстояние транспортировки газа до российских потребителей составляет около 2400 км, внешних потребителей - примерно 3400 км. Расстояние транспортировки газа от промыслов северных районов Тюменской области до наиболее удаленных стран-импортеров, таких как Франция, Италия, составляет более 5 тыс. км.
Износ основных фондов по состоянию на 30.04.2006 г. составил 62%, в том числе магистральных трубопроводов - 59%, компрессоров - 91%, машин и оборудования - 62%. В то же время в результате последовательной реализации ряда целевых программ аварийность на объектах транспорта газа постоянно снижается - удельный показатель отказов составляет в настоящее время 0,14 на 1000 км в год против 0,21 в 2002 г.
С учетом планов по диверсификации маршрутов экспорта к 2015 г. экспортные мощности газопроводного транспорта вырастут на 52% (+101 млрд. м3) - до 297 млрд. м3. Профицит экспортных мощностей к 2015 г. будет наблюдаться в основном на направлениях, на которых в прошлом имелись проблемы с транзитом (Украина) или предусматривающих поставки на насыщенные рынки (продление «Голубого потока» до южных регионов Италии, СЕГ).
Инвестиционная программа ОАО «Газпром» предусматривает широкий комплекс мероприятий по расшивке «узких мест» ЕСГ.
Один из наиболее значимых инвестиционных проектов в отрасли - строительство Северо-Европейского газопровода (протяженность - 1200 км, диаметр - 1220 мм, рабочее давление - 210 атмосфер, проектная мощность - 27,5 млрд. куб. м на первом этапе и 55 млрд. куб. м при полном развитии). Для соединения СЕГ с ЕСГ начато строительство нового газопровода «Грязовец - Выборг», который позволит также обеспечить потребности в газе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Особое внимание при реализации данного проекта необходимо будет уделить экологическим аспектам прохождения газопровода по дну Балтийского моря.
В настоящее время ОАО «Газпром» ведется разработка Генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности до 2020 г., которая должна быть рассмотрена в декабре 2006 г. на заседании Правительства Российской Федерации.
В стадии доработки находится Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По предварительным оценкам, в зависимости от рассматриваемых вариантов, суммарные капитальные вложения в геологоразведочные работы, добычу, переработку, хранение гелия и транспорт газа по территории России оцениваются в объеме от 27 до 59 млрд. долл. США.
Таким образом, реализуется достаточно масштабный комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры транспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Системная реализация намеченных планов требует задействования всех предусмотренных Энергетической стратегией механизмов государственной энергетической политики.
Неотложные меры
В текущем году завершается разработка Генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности до 2020 г., Генеральных схем развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 г., которые будут представлены в Правительство Российской Федерации в декабре текущего года. Указанные Генеральные схемы (после их принятия), развивая и уточняя основные положения Энергетической стратегии России, создадут долгосрочную основу развития нефтегазового комплекса страны.
Правительство Российской Федерации осуществляет и будет осуществлять поддержку реализации трубопроводных проектов, направленных прежде всего на диверсификацию экспортных поставок и расшивку имеющихся «узких мест» в ЕСГ и системе магистральных трубопроводов АО «Транснефть».
Требует дальнейшего совершенствования порядок доступа нефтяных компаний к системе магистральных нефтепроводов и терминалов.
Действующий в настоящее время порядок после внесения в 2001 г. соответствующих изменений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающих установление принципа равного доступа нефтедобывающих организаций пропорционально объемам добытой и сданной в систему магистральных трубопроводов нефти с учетом обеспечения полной (исходя из технической возможности) пропускной способности системы, позволил в основном решить проблемы доступа за исключением порядка распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки в соответствии с принципом равного доступа (при решении этих проблем в рамках действующего порядка неизбежен субъективизм).
В частности, это касается введения принципа оплаты «качай или плати» за использование системы магистральных нефтепроводов (с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей), введения пропорционального принципа распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки с последующей переуступкой между нефтяными компаниями, а также введения сетевого тарифа за транспортировку нефти в зависимости от дальности и, возможно, направлений, что особенно актуально в связи с реализацией проекта ВСТО.
Урегулирование этих вопросов позволит передать выполнение функций по составлению и реализации графиков транспортировки нефти в компанию «Транснефть».
Требует также совершенствования порядок доступа к Единой системе газоснабжения.
С принятием в этом году Закона «Об экспорте газа» вопрос по доступу независимых производителей газа к ЕСГ для его экспорта решен.
Требуют решения вопросы доступа к ЕСГ как производителей, так и потребителей газа на внутреннем рынке страны.
Решение этих вопросов тесно связано и обусловлено решениями, которые будут приняты по концепции развития рынка газа.
Специального решения требует проблема несанкционированных врезок в трубопроводы. Только за последние 5 лет количество несанкционированных врезок превысило 3200 случаев, нанесенный ущерб только ОАО «Транснефть» составил несколько сотен миллионов рублей.
В настоящее время МВД России готовит законопроект для внесения в Правительство Российской Федерации вместе с протоколом согласительного совещания.
Принятие указанных нормативных документов создаст твердую основу для дальнейшего развития и эффективного использования системы трубопроводного транспорта в Российской Федерации. Другие требующие решения вопросы также содержатся в подготовленном проекте решения.
Износ основных фондов по состоянию на 30.04.2006 г. составил 62%, в том числе магистральных трубопроводов - 59%, компрессоров - 91%, машин и оборудования - 62%