- Российская трубная отрасль имеет славную историю. Первые заводы по производству труб появились еще в начале прошлого века. В советские времена производство развивалось довольно успешно. А что такое трубная отрасль сегодня, в постсоветское время?
Конечно, мы - не самая крупная отрасль, но зато достаточно значимая для таких предприятий ТЭК, как Газпром, Транснефть, ЛУКОЙЛ и другие. В настоящее время в отрасли занято около 120 тыс. работающих. Объем реализации продукции составляет порядка 5-6 млрд. долл. в год. 35 предприятий отрасли производят практически весь ассортимент продукции - начиная с труб большого диаметра и заканчивая медицинскими иглами.
В последние годы отрасль показывает стабильный рост, это во многом связано с тем, что наши потребители активно развиваются, особенно предприятия топливно-энергетического комплекса, в меньшей степени - жилищно-коммунальное хозяйство, к сожалению, в еще меньшей степени - машиностроительный комплекс. Если в 2000 г. степень удовлетворения спроса наших потребителей, в основном из сферы ТЭК, на трубную продукцию составлял 70%, то в прошлом году этот показатель достиг 98%. Оставшиеся 2% приходятся на узкоспециальные виды труб. За этот период выросла и экспортная программа. В прошлом году экспортные поставки составили порядка 1,5 млн. т в 68 стран мира (для сравнения: в 2000 г. было вывезено около 700 тыс. т в 10-15 стран мира). Таким образом, цифры подтверждают повышение конкурентоспособности нашей трубной продукции.
Необходимо отметить, что ведущие отечественные трубные компании входят в десятку крупнейших компаний мира. ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК) (4 завода) занимает почетное второе место, и мы уверены, что эта компания не исчерпала еще потенциала роста. Кроме того, ЗАО «Группа ЧТПЗ» (куда входят Первоуральский новотрубный и Челябинский трубопрокатный заводы) и ЗАО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) также присутствуют в этой десятке. Концентрация вполне достаточная для того, чтобы оперировать и конкурировать в глобальном масштабе на международных рынках.
Анализируя итоги 2005 г., можно утверждать, что прошедший год был самым успешным для Волжского трубного завода: 27% роста - это естественно, потому что в 2003 г. была запущена новая уникальная линия. Он впервые в Российской Федерации освоил производство труб диаметром 1420 мм, и в 2005 г. эта линия вышла на полную мощность. Существенно выросло производство на Первоуральском трубном заводе и Северском трубном заводе. Выксунский металлургический завод дал пока 10%, но мы ожидаем существенного роста в связи с пуском новой линии в 2006 г.
- С какой целью был образован Фонд и какие основные задачи стоят перед вашей организацией?
Некоммерческая организация «Фонд развития трубной промышленности» (ФРТП) был учрежден в 1999 г. девятью крупнейшими трубными заводами России, на долю которых приходится примерно 80% производства трубной продукции на территории России.
За последние годы произошла консолидация активов ряда крупных трубных заводов. Это привело к образованию трех крупнейших групп предприятий - производителей трубной продукции: ТМК, группа - ЧТПЗ и ОМК.
Если говорить о задачах, стоящих перед Фондом развития трубной промышленности, то это прежде всего содействие развитию металлургической трубной промышленности, представление интересов металлургической трубной промышленности в органах федеральной власти, содействие продвижению трубной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществление взаимодействия с другими общественными организациями, например: РСПП, ТПП, Международным союзом металлургов и т.д., представляющими интересы производителей и потребителей. В 2004 г. нам было поручено координировать действия трубных компаний по реализации основных положений Федерального закона «О техническом регулировании» в трубной промышленности.
Продолжается активное участие в части координации работ по законопроекту «О магистральном трубопроводном транспорте», а также реализации Закона «Об электроэнергетике» в части нового статуса генерирующих мощностей, которые имеются на большинстве крупных металлургических и трубных предприятий. Еще одной очень важной задачей является совершенствование тарифной политики. Наш опыт участия в реализации таких крупных проектов, как «Сахалин-1», «Сахалин-2», показал, что мы, к сожалению, были вынуждены оплачивать железнодорожный тариф на 70-100 долл. больше, чем иностранные поставщики.
- Нередко от представителей трубной промышленности звучат жалобы на то, что сегодня на рынке созданы условия для недобросовестной конкуренции. Разделяете ли вы эту точку зрения и как относитесь к введению антидемпинговых пошлин на некоторые виды труб?
Сегодня для нашей отрасли, как и для многих других, завершается болезненный процесс перехода от единого экономического пространства в рамках СССР к существованию в рамках отдельных национальных государств. В частности, очень большие производственные мощности остались на территории Украины. До конца 90-х гг. наше сосуществование на рынке было более-менее мирным. Однако вскоре наши отношения с Украиной серьезно обострились. Это связано с присутствием на нашем рынке демпингового импорта трубной продукции с Украины.
Стабилизирующее действие на положение дел в отрасли и дальнейшее наращивание стратегических масштабных программ технического перевооружения производства оказали проведенное Минэкономразвития расследование и принятое решение правительства об установлении антидемпинговых пошлин на некоторые виды труб поставляемых из Украины.
Тем не менее до сих пор существуют факторы, сдерживающие повышение конкурентоспособности. Прежде всего - это создание условий недобросовестной конкуренции на российском трубном рынке. Мы сталкиваемся не то чтобы с недобросовестной конкуренцией со стороны отдельных игроков на рынке, а с теми эксклюзивными условиями, которые то или иное государство дает своим трубопроизводителям.
Кроме того, если говорить об антидемпинговом расследовании, следует отметить неповоротливость нашего законодательства, работа над которым началась в ноябре 2003 г., но только в феврале 2006 г. пошлины вступили в силу.
Опыт нашего участия в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» показал, что из миллиона тонн потребности в ТБД нашим производителям досталось порядка 96 тыс. т из-за административных барьеров под надуманными предлогами (требование о производстве труб определенного вида в течение пяти лет и ряд других).
Тем не менее, несмотря на дискриминационные условия, две наших компании участвовали в тендерах на поставку продукции для «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Одна из компаний выиграла этот тендер и поставила порядка 80 тыс. труб большого диаметра на оба этих проекта. Участие в таких поставках требует не только организационных, но и технологических, а также финансовых усилий. Объем затрат по подготовке завода к выпуску подобных труб для данного проекта превысил 25 млн. долл.
- Какие инновационные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности российской трубной промышленности, предполагается провести на предприятиях?
Поскольку наши трубные компании работают на глобальном рынке, трубники и большие металлурги, которые являются нашими поставщиками, к планированию инвестиционных проектов подошли системно. К настоящему времени реализован целый комплекс мероприятий по модернизации. В частности, было установлено специальное технологическое оборудование по улучшению качества жидкой стали, произведена реконструкция установленных машин непрерывного литья или установлены новые. В большой металлургии ситуация за последние пять лет изменилась коренным образом. Например, сейчас у нас есть жидкая сталь необходимого качества, которую мы способны разлить в ту заготовку, из которой получится штрипс, необходимый для изготовления качественных труб большого диаметра. Каждый из заводов имеет свою стратегическую программу модернизации и технического перевооружения производства.
Сегодня российская труба большого диаметра полностью соответствует тем требованиям и видам продукции, которая выпускается в Европе, Японии и других странах.
Мы готовы активно участвовать в таких проектах, как строительство наземной части СЕГ (туда уже поставляет свою продукцию Выксунский завод). Кроме того, готовы поставлять продукцию и для подводной части этого интересного проекта. Сегодня мы замахнулись на то, чего никогда не делали в СССР - трубу для подводных частей. Мы не сомневаемся в успехе, поскольку для производства этой трубы на всех трех заводах установлено новейшее оборудование по штамповке, сварке, нанесению изоляционных покрытий и т.д. В большей части это оборудование комплектовали с наших заводов на Урале, а гидравлику и электронику закупали на Западе.
Протяженность трубопроводов в России составляет более 1 млн км, и этот огромный рынок мы всегда будем обслуживать.