О причинах сложившейся ситуации написано много статей, они обсуждались на специализированных конференциях и международных форумах.
Почему сфера нефтегазового машиностроения, создающая оборудование для добычи и переработки нефти и газа, без которого невозможна реализация всех тех красивых планов, о которых здесь говорилось, находится, без преувеличения, в кошмарном состоянии? И, более того, почему не просматриваются реальные перспективы улучшения ситуации?
Я не буду говорить о макроэкономических проблемах, о том, что произошло с машиностроением вообще. Я буду рассматривать лишь подотрасль нефтегазового машиностроения. Не берусь утверждать, что здесь есть причинно-следственная связь, но именно 15 лет назад, когда в нашей многострадальной стране начались демократические преобразования, у нас произошел резкий спад производства нефтегазового оборудования. Одновременно снизились показатели его конкурентоспособности. Что же случилось? И насколько обратима эта ситуация?
Находятся горячие головы, которые утверждают, что при наличии такого мощнейшего сырьевого потенциала можно обойтись без собственного машиностроения. Другие, наивные, говорят, что за полученные от продажи нефти и газа деньги мы можем купить оборудование за рубежом и, дескать, лучшего качества.
Лишь в последние несколько лет наметился подъем производства некоторых видов нефтегазового оборудования и весьма остро встал вопрос о его конкурентоспособности. Острота ситуации усугубляется весьма близкой перспективой вступления России в ВТО, что уничтожит и без того слабую протекционистскую политику государства по отношению к российскому производителю. Здесь необходим комментарий. Членство в ВТО автоматически означает, помимо прочего, существенное снижение или отмену таможенных пошлин на ввоз товаров в Россию. Смоделировать развитие событий можно на основе того положения дел, которое сложилось после известного постановления Минэкономразвития от 2004 г., отменившего таможенные пошлины на импорт машиностроительной продукции. Тогда резко увеличились поставки из-за рубежа. В 2004 г. в Россию было ввезено машин и оборудования на сумму более 41 млрд. долларов, а в 2005 г. этот показатель вырос еще на 22%. Данная статья составляла в 2003 г. 37% от всего российского импорта, в 2004 г. -уже 42%. Причем заметная доля этого объема приходилась на нефтегазовое оборудование.
В то же время за последние три года доля машиностроительной продукции в российском экспорте сократилась более чем вдвое - с 9% в 2003 г. до 4% в 2005 г. Заметим, что в Японии этот показатель равняется 70%, в США -53%, в Германии - примерно 50%.
В России по сравнению с 1990 г. производство станкостроительной продукции снизилось в 13 раз, тракторов -в 62 раза. В целом же машиностроительные мощности в отечественном индустриальном секторе загружены менее чем на 30%. Справедливости ради отметим, что положение дел в нефтегазовом машиностроении не столь плачевно, но из-за отмены таможенных пошлин на импортную технику выпуск, например, станков-качалок упал вдвое. В частности, на «Уралмаше» их производство полностью свернуто, несмотря на то, что завод имеет сертификат API. Аналогично обстоят дела на мощнейших конверсионных предприятиях («Ижтяжмаш», «Мотовилихинские заводы» и другие). В этом контексте позиция Минэкономразвития, инициировавшего отмену пошлин, вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Вот несколько причин особого интереса к производству нефтегазового оборудования. Основные фонды нефтегазового комплекса существенно устарели. В ряде случаев они служат до двух регламентных сроков. То есть необходимо обновление техники. Кроме того, планируемое оживления в сфере геологоразведки, бурения, эксплуатации новых месторождений на шельфе северных морей, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири должно привести к росту спроса на данное оборудование.
Конкурентоспособность нефтегазового оборудования основана на четырех важнейших критериях - качестве, цене, уровне сервиса, эксплуатационных затратах - и нескольких дополнительных: бренде, успешности рекламы, репутации и авторитете производителя, традиционности бизнес-связей и т.д.
В последнее время, с одной стороны, заметно улучшилось качество некоторых видов оборудования: буровых установок, редукторных турбобуров, буровых долот (не по полному ряду), установок электроцентробежных насосов (УЭЦН) и т.п. Но, с другой стороны, это повышение качества повлекло за собой рост цен. Между тем низкая стоимость отечественной техники была и остается до настоящего времени весомым фактором конкурентоспособности. Продолжает развиваться фирменный сервис на ряде крупных предприятий нефтегазового машиностроения («Уралмашсервис», «АЛНАС-сервис», «Волгабурмашсер-вис»). Однако в этой сфере еще многое предстоит сделать.
Лишь в последние несколько лет наметился подъем производства некоторых видов нефтегазового оборудования и весьма остро встал вопрос о его конкурентоспособности.
Таким образом, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, темпы повышения конкурентоспособности российского нефтегазового оборудования явно неудовлетворительны. В результате остается высокой доля импортной техники - более 20%.
По мнению представителей нефтегазового комплекса, основными причинами закупок зарубежного оборудования служат следующие факторы:
• отсутствие на рынке отечественной продукции с аналогичными свойствами, то есть уникальность некоторых видов иностранной техники;
• превосходство импорта по функциональным характеристикам и по надежности над отечественными аналогами;
• высококачественное и своевременное сервисное обслуживание, гибкий подход к его организации с учетом пожеланий клиента;
• равный уровень цен на отечественное и зарубежное оборудование при соблюдении приведенных выше условий.
Действительно, на нашем внутреннем рынке отсутствуют полноценные отечественные системы верхнего привода буровых установок, системы очистки буровых растворов, высококачественный буровой инструмент (особенно для сверхтвердых пород), электропогружное оборудование для работы в горизонтальных скважинах и в условиях аномальных температурных режимов, модульные установки подготовки нефти и т.д.
В 90-х годах прошлого века были сформированы условия для распада научно-исследовательских и проектно-конструкторских коллективов. Неразбериха начального этапа рыночной экономики спровоцировала острейший дефицит финансовых средств, необходимых для разработки передовых техники и технологий. Последствия этого мы ощущаем до сегодняшнего дня - российская конструкторская мысль в значительной мере затормозилась в 80-х годах XX века. В целом отечественные предприятия нефтегазового машиностроения производят оборудование, представляющее собой модернизированные конструкции тех лет. Тем временем передовые зарубежные машиностроительные предприятия ушли далеко вперед, создавая технику нового поколения. Отечественное нефтегазовое машиностроение достаточно успешно изготавливает лишь оборудование общего назначения, предназначенное для обычных, а не специализированных технологий (то есть high technology). Технику же для наукоемких операций, как правило, приобретают за рубежом.
Примечательно, что сегодня в число полноценных конкурентов отечественных производителей нефтегазового оборудования, помимо фирм США, Германии, Японии, входят китайские машиностроительные компании, чья продукция на 35-40% дешевле западных аналогов. Это, бесспорно, весьма тревожный симптом: китайская техника, незначительно уступая западным образцам по своей функциональности и надежности, зачастую обладает более привлекательной ценой, чем российская. Вместе с тем, китайский пример наводит на определенные размышления: страна, где существует реальная государственная поддержка, в отличие от болтовни о «невидимой руке рынка», за весьма ограниченное время прошла большой путь, практически осуществив качественный скачок в сфере выпуска высококонкурентной продукции.
В чем же причины недостаточной конкурентоспособности отечественной техники? Они совершенно очевидны.
Это, прежде всего, финансовые трудности. Как известно, государство полностью ушло из сферы нефтегазового машиностроения, а участие в ней нефтегазовых компаний более чем скромное (за исключением «Газпрома»). Неоднократные предложения об изменении налоговой системы в целях стимулирования производства оборудования остались невостребованными.
Следующая проблема - недостаточно высокое качество материалов и комплектующих, а также устаревший парк технологического оборудования ряда предприятий.
Оставляет желать лучшего и нормативная база. Так, Закон «О техническом регулировании» по хорошо известным, неоднократно обсуждаемым причинам до сих не получил реального воплощения.
Не менее значимы и упоминавшиеся выше дополнительные критерии конкурентоспособности. Важнейший из них - наличие сертификата системы менеджмента качества. При этом важно, что предприятие должно соответствовать требованиям этого сертификата не по формальным признакам, а в действительности.
Следует особо отметить, что сегодня имеется большое количество фальсифицированной продукции, циркулирующей на рынке. Аналитики установили, в частности, что 50% предлагаемой покупателям арматуры - подделка. Нередки случаи, когда фирмы-однодневки от лица солидных и заслуженных брендов предлагают свои услуги по обслуживанию и ремонту нефтегазового оборудования. Естественно, результат не нуждается в комментариях.
В связи с этим следует отметить большую работу по созданию методики отбора добросовестных поставщиков, проведенную в СПНГО. Эта методика аналогична зарубежной и уже успешно функционирует. Такой перечень «честных производителей» полезен не только потребителям нефтегазового оборудования, но и крупным машиностроительным предприятиям, которые закупают комплектующие.
Уместно дополнить, что для нефтегазового машиностроения характерен не только рост конкурентоспособности продукции, но и тенденция формирования промышленных гигантов, каких отрасль еще не знала. В их числе бесспорные лидеры - «Интегра-групп», «Волгабурмаш», «Гидромаш-сервис». Перечисленные компании включают в себя ряд крупных предприятий, отличаются «агрессивностью», то есть стремлением к поглощению новых заводов, быстро обновляемой технологической базой, исчерпывающим владением информацией о нуждах потребителей, высоким профессионализмом, известным на мировом уровне брендом.
Что же требуется для того, чтобы существенно укрепить конкурентоспособность? Прежде всего, руководители предприятий должны понимать - условия конкурентной борьбы в связи с вступлением России в ВТО существенно обострятся. Далее, необходимо ориентироваться на российский нефтегазовый бизнес и помнить, что главная задача наших машиностроителей -завоевание доверия отечественных компаний.
Естественно, наряду с этим следует вновь завоевывать привычные рынки Ближнего Востока, Вьетнама, Китая и, конечно же, государств СНГ. Вместе с тем имеет хорошую перспективу и деятельность на южно-американском и африканском континентах.
Нужен постоянный диалог между нефтегазовыми предприятиями и машиностроителями. Производители оборудования должны быть заранее информированы о планах нефтяников и газовиков, и, естественно, необходимо, чтобы тендеры были транспарентными.
Наконец, следует решить вопрос о льготном налогообложении части прибыли нефтегазовых компаний, направляемой на модернизацию производственной базы заводов, на исследовательские и конструкторские разработки передовых техники и технологий. По сути, речь идет о формировании благоприятного климата для инвестиций в инновации.
Федеральные структуры (Минпромэнерго, Ростехрегулирование) должны оперативно интенсифицировать и завершить работы по созданию комплекта нормативной документации нового поколения (технических регламентов и национальных стандартов). Эти документы должны быть предельно совместимыми с европейской и международной практикой.
Здесь уместен комментарий. Закон «О техническом регулировании» -весьма характерный пример спешки и непродуманности в отечественном законотворчестве. Об этом очень много написано, высказано на самых разных уровнях множество критических замечаний. Поэтому не буду повторяться, отмечу лишь, что данный закон по ряду позиций противоречит европейской и международной практике и уже по этой причине не может считаться приемлемым в наш век интеграции. Кроме того, он содержит в себе ряд противоречивых положений.
В результате до настоящего времени не прошел необходимую процедуру утверждения ни один регламент по безопасности не только нефтегазового оборудования, но и вообще машин и механизмов. Вдумайтесь, коллеги, страна живет сегодня без технических законов! ГОСТы отменены, правила сертификации тоже, допустимость ГОСТа имеет остаточный характер, нового ничего не создано. Более того, я, как специалист в этой области, берусь утверждать, что положительные перспективы здесь не просматриваются. В России, по сути дела, отсутствует государственная промышленная политика. И это абсолютно не волнует наши властные структуры.
Одно ли государство виновато в сложившейся ситуации? Нет. Виноваты и сами машиностроители. Например, когда проходят тендеры, от участия в них автоматически отсекаются предприятия, не прошедшие сертификацию системы менеджмента качества. Сейчас, правда, руководители заводов поумнели и очень многие провели сертификацию по ГОСТ Р ISO 9000. Причем некоторые заранее, что называется, «перестраховались» и осуществили эту процедуру не в наших, а в зарубежных бюро. И вот эти производители с «железобетонными», казалось бы, документами идут на тендер. Но не тут-то было.
Характерный пример: около 200 предприятий России были подвергнуты тестированию по международной программе «Ахиллес». Среди них многие ранее прошли сертификацию по стандартам ISO. Но через «сито» «Ахиллеса» смогли проникнуть лишь 12 фирм, и лишь одна реально вышла на рынки стран Северного моря. Стоит задуматься о причинах такой ситуации. Это и закрытость рынка, где нас, как нового игрока, никто не ждет, и следствие формального отношения наших производителей к сертификации.
В преддверии вступления России в ВТО требуется, чтобы руководители предприятий осознали необходимость формирования системы менеджмента качества и проведения соответствующей сертификации (как минимум по ISO, желательно по IQNet). Подчеркиваю еще раз: эти работы не должны носить формальный характер.
Для оперативного формирования современной нормативной базы, а также в целях гармонизации ее с европейской и международной практикой Координационный совет по стандартизации РСПП при поддержке Ростехрегулирования принял решение о создании блока национальных стандартов в сфере нефтегазового оборудования по трем основным направлениям. Во-первых, по методу «обложки», согласно которому национальный стандарт представляет собой переведенный на русский язык текст международного стандарта. Во-вторых, способом «модификации», при котором допускаются незначительные отклонения от международных документов, вызванные специфическими российскими условиями эксплуатации. В-третьих, по методу «основы» - национальный стандарт формируется на базе международного, естественно, не противореча последнему. Полагаю, что данная методология будет способствовать скорейшему созданию блока современных национальных стандартов.
Выделим также следующие соображения. Большинство вышеприведенных мероприятий неоднократно обсуждались на протяжении последнего десятилетия и по разным причинам не были реализованы. Учитывая, что от вступления в ВТО нас отделяют лишь месяцы, следует признать, что, по большому счету, время упущено.
Отнюдь не умаляя значения высказанных выше предложений, полагаю целесообразным обратиться к опыту отечественной автомобильной промышленности: широкое привлечение зарубежных инвестиций, проектов, специалистов (вплоть до создания совместных предприятий) поможет оперативно решить задачи повышения конкурентоспособности. Такая работа активно проводится в СПНГО. В этом контексте весьма уместно было бы законодательно обеспечить привлекательность таких проектов для иностранных партнеров.
Следует помнить: резерв времени более чем скромен. Но мы имеем перед глазами отдельные примеры того, как опытные, грамотные менеджеры в весьма ограниченные сроки поднимали уровень конкурентоспособности предприятий и продукции на качественно новую высоту. Это свидетельствует о реальности поставленных целей, о возможности их достижения.