ТЕХНОКОМ - Детали Трубопроводов


 
тел./факс:(495)988-83-10 (10 линий)
тел: (495) 545-77-35
107497, Москва, Амурская ул., д.3, стр.19
Контакты и<br>схема проезда

Будем добывать нефть на китайской технике?

Анализ реального положения дел с производством, реализаци­ей и, в целом, с конкурентоспо­собностью отечественного неф­тегазового оборудования свиде­тельствует о том, что за 15 лет становления рыночной экономи­ки в России произошел сущест­венный спад в этой области. Рос­сия теряет традиционные рын­ки сбыта данной продукции в Си­рии, Ираке, Иране, Вьетнаме, Ки­тае, более того - в Казахстане, Азербайджане, на Украине.

О причинах сложившейся си­туации написано много статей, они обсуждались на специализи­рованных конференциях и между­народных форумах.

Почему сфера нефтегазового машиностроения, создающая оборудование для добычи и переработки нефти и газа, без которого невозможна реализация всех тех красивых планов, о которых здесь говорилось, находится, без пре­увеличения, в кошмарном состоянии? И, более того, почему не просматри­ваются реальные перспективы улуч­шения ситуации?

Я не буду говорить о макроэконо­мических проблемах, о том, что про­изошло с машиностроением вообще. Я буду рассматривать лишь подот­расль нефтегазового машинострое­ния. Не берусь утверждать, что здесь есть причинно-следственная связь, но именно 15 лет назад, когда в нашей многострадальной стране начались демократические преобразования, у нас произошел резкий спад производства нефтегазового оборудования. Одновременно снизились показатели его конкурентоспособности. Что же случилось? И насколько обратима эта ситуация?

Находятся горячие головы, которые утверждают, что при наличии такого мощнейшего сырьевого потенциала можно обойтись без собственного ма­шиностроения. Другие, наивные, го­ворят, что за полученные от продажи нефти и газа деньги мы можем купить оборудование за рубежом и, дескать, лучшего качества.

Лишь в последние несколько лет на­метился подъем производства неко­торых видов нефтегазового оборудо­вания и весьма остро встал вопрос о его конкурентоспособности. Острота ситуации усугубляется весьма близ­кой перспективой вступления России в ВТО, что уничтожит и без того слабую протекционистскую политику го­сударства по отношению к российско­му производителю. Здесь необходим комментарий. Членство в ВТО автома­тически означает, помимо прочего, существенное снижение или отмену таможенных пошлин на ввоз товаров в Россию. Смоделировать развитие событий можно на основе того поло­жения дел, которое сложилось после известного постановления Минэко­номразвития от 2004 г., отменившего таможенные пошлины на импорт ма­шиностроительной продукции. Тогда резко увеличились поставки из-за ру­бежа. В 2004 г. в Россию было ввезено машин и оборудования на сумму бо­лее 41 млрд. долларов, а в 2005 г. этот показатель вырос еще на 22%. Данная статья составляла в 2003 г. 37% от все­го российского импорта, в 2004 г. -уже 42%. Причем заметная доля этого объема приходилась на нефтегазовое оборудование.

В то же время за последние три года доля машиностроительной продукции в российском экспорте сократилась более чем вдвое - с 9% в 2003 г. до 4% в 2005 г. Заметим, что в Японии этот показатель равняется 70%, в США -53%, в Германии - примерно 50%.

В России по сравнению с 1990 г. про­изводство станкостроительной про­дукции снизилось в 13 раз, тракторов -в 62 раза. В целом же машинострои­тельные мощности в отечественном индустриальном секторе загружены менее чем на 30%. Справедливости ради отметим, что положение дел в нефтегазовом машиностроении не столь плачевно, но из-за отмены та­моженных пошлин на импортную тех­нику выпуск, например, станков-кача­лок упал вдвое. В частности, на «Уралмаше» их производство полностью свернуто, несмотря на то, что завод имеет сертификат API. Аналогично об­стоят дела на мощнейших конверсион­ных предприятиях («Ижтяжмаш», «Мотовилихинские заводы» и другие). В этом контексте позиция Минэконом­развития, инициировавшего отмену пошлин, вызывает, по меньшей мере, недоумение.

Вот несколько причин особого ин­тереса к производству нефтегазового оборудования. Основные фонды нефтегазового комплекса существен­но устарели. В ряде случаев они слу­жат до двух регламентных сроков. То есть необходимо обновление техни­ки. Кроме того, планируемое оживле­ния в сфере геологоразведки, буре­ния, эксплуатации новых месторож­дений на шельфе северных морей, на Дальнем Востоке и в Восточной Сиби­ри должно привести к росту спроса на данное оборудование.

Конкурентоспособность нефтегазо­вого оборудования основана на четы­рех важнейших критериях - качестве, цене, уровне сервиса, эксплуатацион­ных затратах - и нескольких дополни­тельных: бренде, успешности рекламы, репутации и авторитете производителя, традиционности бизнес-связей и т.д.

В последнее время, с одной сторо­ны, заметно улучшилось качество не­которых видов оборудования: буро­вых установок, редукторных турбобу­ров, буровых долот (не по полному ряду), установок электроцентробеж­ных насосов (УЭЦН) и т.п. Но, с дру­гой стороны, это повышение качества повлекло за собой рост цен. Между тем низкая стоимость отечественной техники была и остается до настояще­го времени весомым фактором конкурентоспособности. Продолжает раз­виваться фирменный сервис на ряде крупных предприятий нефтегазового машиностроения («Уралмашсервис», «АЛНАС-сервис», «Волгабурмашсер-вис»). Однако в этой сфере еще мно­гое предстоит сделать.

Лишь в последние несколько лет наметился подъем производства некоторых видов нефтегазового оборудования и весьма остро встал вопрос о его конкуренто­способности.

Таким образом, несмотря на наме­тившиеся положительные тенденции, темпы повышения конкурентоспособ­ности российского нефтегазового оборудования явно неудовлетвори­тельны. В результате остается высокой доля импортной техники - более 20%.

По мнению представителей нефте­газового комплекса, основными при­чинами закупок зарубежного обору­дования служат следующие факторы:

• отсутствие на рынке отечествен­ной продукции с аналогичными свой­ствами, то есть уникальность некото­рых видов иностранной техники;

• превосходство импорта по функ­циональным характеристикам и по надежности над отечественными ана­логами;

   высококачественное и своевре­менное   сервисное   обслуживание, гибкий подход к его организации с учетом пожеланий клиента;

• равный уровень цен на отечествен­ное и зарубежное оборудование при соблюдении приведенных выше ус­ловий.

Действительно, на нашем внутрен­нем рынке отсутствуют полноценные отечественные системы верхнего при­вода буровых установок, системы очистки буровых растворов, высоко­качественный буровой инструмент (особенно для сверхтвердых пород), электропогружное оборудование для работы в горизонтальных скважинах и в условиях аномальных температур­ных режимов, модульные установки подготовки нефти и т.д.

В 90-х годах прошлого века были сформированы условия для распада научно-исследовательских и проектно-конструкторских коллективов. Не­разбериха начального этапа рыночной экономики спровоцировала острей­ший дефицит финансовых средств, необходимых для разработки передо­вых техники и технологий. Последст­вия этого мы ощущаем до сегодняшне­го дня - российская конструкторская мысль в значительной мере затормо­зилась в 80-х годах XX века. В целом отечественные предприятия нефтега­зового машиностроения производят оборудование, представляющее со­бой модернизированные конструкции тех лет. Тем временем передовые зару­бежные машиностроительные пред­приятия ушли далеко вперед, создавая технику нового поколения. Отечествен­ное нефтегазовое машиностроение достаточно успешно изготавливает лишь оборудование общего назначе­ния, предназначенное для обычных, а не специализированных технологий (то есть high technology). Технику же для наукоемких операций, как прави­ло, приобретают за рубежом.

Примечательно, что сегодня в число полноценных конкурентов отечествен­ных производителей нефтегазового оборудования, помимо фирм США, Германии, Японии, входят китайские машиностроительные компании, чья продукция на 35-40% дешевле запад­ных аналогов. Это, бесспорно, весьма тревожный симптом: китайская техни­ка, незначительно уступая западным образцам по своей функционально­сти и надежности, зачастую обладает более привлекательной ценой, чем российская. Вместе с тем, китайский пример наводит на определенные размышления: страна, где существует реальная государственная поддерж­ка, в отличие от болтовни о «невиди­мой руке рынка», за весьма ограни­ченное время прошла большой путь, практически осуществив качествен­ный скачок в сфере выпуска высококонкурентной продукции.

В чем же причины недостаточной конкурентоспособности отечествен­ной техники? Они совершенно оче­видны.

Это, прежде всего, финансовые тру­дности. Как известно, государство полностью ушло из сферы нефтегазо­вого машиностроения, а участие в ней нефтегазовых компаний более чем скромное (за исключением «Газпро­ма»). Неоднократные предложения об изменении налоговой системы в целях стимулирования производства оборудования остались невостребо­ванными.

Следующая проблема - недостаточ­но высокое качество материалов и комплектующих, а также устаревший парк технологического оборудования ряда предприятий.

Оставляет желать лучшего и норма­тивная база. Так, Закон «О техниче­ском регулировании» по хорошо из­вестным, неоднократно обсуждаемым причинам до сих не получил реально­го воплощения.

Не менее значимы и упоминавшие­ся выше дополнительные критерии конкурентоспособности. Важнейший из них - наличие сертификата системы менеджмента качества. При этом важ­но, что предприятие должно соответ­ствовать требованиям этого сертифи­ката не по формальным признакам, а в действительности.

Следует особо отметить, что сегодня имеется большое количество фальси­фицированной продукции, циркули­рующей на рынке. Аналитики устано­вили, в частности, что 50% предлагае­мой покупателям арматуры - поддел­ка. Нередки случаи, когда фирмы-од­нодневки от лица солидных и заслу­женных брендов предлагают свои ус­луги по обслуживанию и ремонту нефтегазового оборудования. Естест­венно, результат не нуждается в ком­ментариях.

В связи с этим следует отметить большую работу по созданию методи­ки отбора добросовестных поставщи­ков, проведенную в СПНГО. Эта мето­дика аналогична зарубежной и уже успешно функционирует. Такой пере­чень «честных производителей» поле­зен не только потребителям нефтегазового оборудования, но и крупным машиностроительным предприятиям, которые закупают комплектующие.

Уместно дополнить, что для нефте­газового машиностроения характерен не только рост конкурентоспособно­сти продукции, но и тенденция фор­мирования промышленных гигантов, каких отрасль еще не знала. В их чис­ле бесспорные лидеры - «Интегра-групп», «Волгабурмаш», «Гидромаш-сервис». Перечисленные компании включают в себя ряд крупных пред­приятий, отличаются «агрессивно­стью», то есть стремлением к погло­щению новых заводов, быстро обнов­ляемой технологической базой, ис­черпывающим владением информа­цией о нуждах потребителей, высо­ким профессионализмом, известным на мировом уровне брендом.

Что же требуется для того, чтобы су­щественно укрепить конкурентоспо­собность? Прежде всего, руководите­ли предприятий должны понимать - условия конкурентной борьбы в связи с вступлением России в ВТО сущест­венно обострятся. Далее, необходимо ориентироваться на российский неф­тегазовый бизнес и помнить, что глав­ная задача наших машиностроителей -завоевание доверия отечественных компаний.

Естественно, наряду с этим следует вновь завоевывать привычные рынки Ближнего Востока, Вьетнама, Китая и, конечно же, государств СНГ. Вместе с тем имеет хорошую перспективу и де­ятельность на южно-американском и африканском континентах.

Нужен постоянный диалог между нефтегазовыми предприятиями и ма­шиностроителями. Производители оборудования должны быть заранее информированы о планах нефтяников и газовиков, и, естественно, необхо­димо, чтобы тендеры были транспарентными.

Наконец, следует решить вопрос о льготном налогообложении части прибыли нефтегазовых компаний, на­правляемой на модернизацию произ­водственной базы заводов, на иссле­довательские и конструкторские раз­работки передовых техники и техно­логий. По сути, речь идет о формиро­вании благоприятного климата для инвестиций в инновации.

Федеральные структуры (Минпромэнерго, Ростехрегулирование) должны оперативно интенсифицировать и завершить работы по созданию комплекта нормативной документа­ции нового поколения (технических регламентов и национальных стан­дартов). Эти документы должны быть предельно совместимыми с европей­ской и международной практикой.

Здесь уместен комментарий. Закон «О техническом регулировании» -весьма характерный пример спешки и непродуманности в отечественном за­конотворчестве. Об этом очень много написано, высказано на самых разных уровнях множество критических за­мечаний. Поэтому не буду повторять­ся, отмечу лишь, что данный закон по ряду позиций противоречит европей­ской и международной практике и уже по этой причине не может счи­таться приемлемым в наш век инте­грации. Кроме того, он содержит в се­бе ряд противоречивых положений.

В результате до настоящего време­ни не прошел необходимую процеду­ру утверждения ни один регламент по безопасности не только нефтегазово­го оборудования, но и вообще машин и механизмов. Вдумайтесь, коллеги, страна живет сегодня без технических законов! ГОСТы отменены, правила сертификации тоже, допустимость ГОСТа имеет остаточный характер, но­вого ничего не создано. Более того, я, как специалист в этой области, берусь утверждать, что положительные пер­спективы здесь не просматриваются. В России, по сути дела, отсутствует госу­дарственная промышленная полити­ка. И это абсолютно не волнует наши властные структуры.

Одно ли государство виновато в сложившейся ситуации? Нет. Винова­ты и сами машиностроители. Напри­мер, когда проходят тендеры, от уча­стия в них автоматически отсекаются предприятия, не прошедшие серти­фикацию системы менеджмента качества. Сейчас, правда, руководители заводов поумнели и очень многие провели сертификацию по ГОСТ Р ISO 9000. Причем некоторые заранее, что называется, «перестраховались» и осуществили эту процедуру не в на­ших, а в зарубежных бюро. И вот эти производители с «железобетонны­ми», казалось бы, документами идут на тендер. Но не тут-то было.

Характерный пример: около 200 предприятий России были подвергну­ты тестированию по международной программе «Ахиллес». Среди них мно­гие ранее прошли сертификацию по стандартам   ISO.   Но   через   «сито» «Ахиллеса» смогли проникнуть лишь 12 фирм, и лишь одна реально вышла на рынки стран Северного моря. Стоит задуматься о причинах такой ситуации. Это и закрытость рынка, где нас, как нового игрока, никто не ждет, и следст­вие формального отношения наших производителей к сертификации.

В преддверии вступления России в ВТО требуется, чтобы руководители предприятий осознали необходимость формирования системы менеджмента качества и проведения соответствую­щей сертификации (как минимум по ISO, желательно по IQNet). Подчерки­ваю еще раз: эти работы не должны носить формальный характер.

Для оперативного формирования современной нормативной базы, а также в целях гармонизации ее с евро­пейской и международной практикой Координационный совет по стандартизации РСПП при поддержке Ростехрегулирования принял решение о соз­дании блока национальных стандар­тов в сфере нефтегазового оборудова­ния по трем основным направлениям. Во-первых, по методу «обложки», со­гласно которому национальный стан­дарт представляет собой переведен­ный на русский язык текст междуна­родного стандарта. Во-вторых, спосо­бом «модификации», при котором до­пускаются незначительные отклонения от международных документов, вы­званные специфическими российски­ми условиями эксплуатации. В-треть­их, по методу «основы» - националь­ный стандарт формируется на базе ме­ждународного, естественно, не проти­вореча последнему. Полагаю, что дан­ная методология будет способствовать скорейшему созданию блока совре­менных национальных стандартов.

Выделим также следующие сообра­жения. Большинство вышеприведен­ных мероприятий неоднократно обсу­ждались на протяжении последнего десятилетия и по разным причинам не были реализованы. Учитывая, что от вступления в ВТО нас отделяют лишь месяцы, следует признать, что, по большому счету, время упущено.

Отнюдь не умаляя значения выска­занных выше предложений, полагаю целесообразным обратиться к опыту отечественной автомобильной промышленности: широкое привлечение зарубежных инвестиций, проектов, специалистов (вплоть до создания со­вместных предприятий) поможет опе­ративно решить задачи повышения конкурентоспособности. Такая работа активно проводится в СПНГО. В этом контексте весьма уместно было бы за­конодательно обеспечить привлека­тельность таких проектов для ино­странных партнеров.

Следует помнить: резерв времени более чем скромен. Но мы имеем пе­ред глазами отдельные примеры то­го, как опытные, грамотные менедже­ры в весьма ограниченные сроки под­нимали уровень конкурентоспособ­ности предприятий и продукции на качественно новую высоту. Это свиде­тельствует о реальности поставлен­ных целей, о возможности их дости­жения.


Все статьи


Яндекс цитирования