ТЕХНОКОМ - Детали Трубопроводов


 
тел./факс:(495)988-83-10 (10 линий)
тел: (495) 545-77-35
107497, Москва, Амурская ул., д.3, стр.19
Контакты и<br>схема проезда

Спецтранспорт для углеводородов

Игорь Макаров

Трубопроводный транспорт создает основу всей системы транспортировки углеводородного сырья, а стратегию изменения определяет профильное ведомство - Минпромэнегро. Поэтому очень важно знать, что считает его глава - министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, чью позицию мы приводим ниже.

Энергетическая страте­гия России на период до 2020 г. предусматривает развитие транспортной инфраструктуры нефтега­зового комплекса, регули­рование доступа произво­дителей энергоресурсов к трубопроводным системам, поддержку проектов, на­правленных на создание энерготранспортной ин­фраструктуры - на основе принципов частно-государ­ственного партнерства: ко­ординация целей, соедине­ние усилий и разделение ответственности и рисков.

С учетом этих установок происходит раз­витие системы транспортировки углеводо­родного сырья и продуктов его переработки. Хочу лишь подчеркнуть, что в стратегичес­ком плане развитие энерготранспортной ин­фраструктуры требует комплексного, ориен­тированного на перспективу взаимодей­ствия всех участников процесса бизнеса, ре­гиональных и федеральных структур.

Согласно прогнозам Минпромэнерго, уве­личение объемов добычи нефти к 2015 г. вы­растет до 509-542 млн. т против 472 в 2005 г.

Объемы экспорта сырой нефти в 2015 г. могут составить 272-300 млн. т против 253 в 2005 г.

Ожидается также рост объемов первич­ной переработки нефти к 2015 г. до 225-230 млн. т (против 207 в 2005 г.). Объемы про­изводства бензина возрастут в 1,2 - 1,3 ра­за, дизельного топлива - на 17-23%.

При этом выход светлых нефтепродук­тов увеличится с 57,2% в 2005 г. до 62- 64,5% к 2015 г. при существенном улуч­шении их качественных характеристик, что корреспондируется с планами компаний по реконструкции и техническому перевоору­жению НПЗ. На стабильном уровне сохра­нится экспорт нефтепродуктов.

Соответственно, рост добычи и экс­порта нефти и нефтепродуктов требует

соответствующего разви­тия инфраструктуры тру­бопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. В настоящее время сис­тема трубопроводного тран­спорта включает около 350 тыс. км трубопроводов тех­нологического назначения, около 2,5 тыс. км магист­ральных трубопроводов, принадлежащих нефтяным компаниям, в том числе иностранным, а также 50 тыс. км трубопроводов, при­надлежащих ОАО «АК «Транснефть», которая обеспечивает экспортные поставки нефти и доступ к трубопроводным мощностям, регу­лируемый государством. В системе функци­онируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн. кубометров.

Труба для нефти

Сеть магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (МТТНП) располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до за­падных границ Украины с Венгрией и лат­вийского порта Вентспилс. Протяжен­ность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе 15,2 тыс. км магистральных и 3,9 тыс. км отводов. По трубопроводной систе­ме транспортируются светлые нефтепро­дукты (моторные топлива) из 14 нефтепе­рерабатывающих заводов европейской части России. К системе МТТНП подклю­чены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Новополоцкий).

Средний срок службы трубопроводов компании ОАО «Транснефтепродукт» со­ставляет 27,2 года при нормативном 33 года. При этом тенденция роста срока службы приостановлена. Техническое со­стояние основного и вспомогательного технологического оборудования перека­чивающих станций и резервуарных парков удовлетворительное. Аварий по тех­ническим причинам с 2002 г. не было.

За 2000-2005 гг. объем перекачки нефте­продуктов по магистральным трубопрово­дам системы ОАО «АК «Транснефтепро­дукт» увеличился на 20,3% (с 23,1 млн. т. до 27,8 млн. т) как за счет роста объема транс­портировки нефтепродуктов на внутрен­ний рынок (прирост на 1,6 млн. т), так и за счет экспорта (прирост на 3,1 млн. т, в том числе в дальнее зарубежье - на 2,3 млн. т).

Главная цель компании на ближайшие годы - вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспор­та от сопредельных стран, послужит разви­тию экономической инфраструктуры госу­дарства и укреплению обороноспособности России. В связи с этим осуществляется стро­ительство магистрального нефтепродуктопровода «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск» (проект «Север») с выходом на побережье Балтийского моря в район мор­ского порта Приморск Ленинградской обла­сти и сооружение там терминала по отгрузке светлых нефтепродуктов.

Другим перспективным направлением развития компании является выход нефтепродуктопроводов на побережье Чер­ного моря. Этот проект рассматривается в увязке с другими вопросами развития транспортной инфраструктуры углево­дородного сырья и продуктов его перера­ботки в Черноморском бассейне.

Рассматриваются и другие, менее капи­талоемкие проекты (строительство отвода от Приморска в направлении порта Высоцк, достройка нефтепродуктопровода «Андреевка - Альметьевск» и др.).

Несколько подробнее о проекте «Север». Протяженность - 1529 км (Второво -Приморск - 1056 км, Субханкулово -Альметьевск - 167 км, вторая нитка Ки­риши - Приморск - 306 км), диаметр -530 мм, проектная мощность первой оче­реди - 17 млн. т, в том числе 8,4 млн. т пер­вый пусковой комплекс, 24,6 млн. т при пол­ном развитии. Плановый срок окончания строительства первого пускового комплекса проекта «Север» - июнь 2007 г.

В результате реализации указанных проектов мощность трубопроводной систе­мы ОАО «АК «Транснефтепродукт» может расшириться за период 2006-2012 гг. с 50 до 74 млн т в год.

Газотранспортная система

Важнейшим приоритетом Энергетичес­кой стратегии является сохранение Единой системы газоснабжения (ЕСГ), ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия).

К 2015 г., в зависимости от прогнозного варианта, ожидается рост добычи газа до 742-754 млрд. мЗ (против 638 в 2005 г.). Ос­новной прирост добычи ожидается в Севе­ро-Западном регионе - на 38 млрд. м3 (за счет освоения Штокмановского месторож­дения), а также в Восточной Сибири - на 33 млрд. м3 (с учетом начала освоения место­рождений Иркутской области, включая уникальное Ковыктинское месторождение). На Дальнем Востоке планируется вы­ход на проектную мощность проектов «Саха-лин-1,2», а также начало разработки проекта «Сахалин-3», в результате чего добыча газа в этом регионе увеличится на 42 млрд. м3.

Предусматривается полностью удов­летворять внутренние потребности эко­номики и населения в газе при росте уровня его потребления с 442 млрд. м3 в 2005 г. до 470 млрд. м3 в 2010 г. и 490 млрд. мЗ в 2015 г.

Прогнозные объемы экспорта газа в 2015 г. смогут, согласно оценке, составить 274-281 млрд. м3 (против 207 млрд. м3 в 2005 г.). При этом с учетом тенденций раз­вития мирового газового рынка и возмож­ного места России на этом рынке, стратеги­ческого решения о диверсификации экспортных поставок принципиально изме­нится структура экспорта российского газа:

• за счет освоения ресурсов восточной части России («Сахалин-1,2»), а также Штокмановского месторождения доля сжиженного природного газа, поставляемого на рынки АТР и Восточного побере­жья США, достигнет 61 млрд. м3 (22% от общего объема экспорта);

• по западному маршруту в Китай (проект «Алтай» будет поставлять газа 30 млрд. м3 (11%);

• продолжится рост поставок газа в Ев­ропу со 154 до 173 млрд. м3 (а доля снизит­ся на 12 до 62%), при диверсификации маршрутов поставок газа по СЕГ и продле­нии «Голубого потока» до стран Централь­ной Европы и южных регионов Италии;

• поставки российского газа в страны бывшего СССР будут постепенно баланси­роваться (постепенно замещаться) постав­ками центрально-среднеазиатского газа, в результате чего экспорт российского газа в данный регион снизится на 37 млрд. м3, а доля в общем экспорте - на 20% (до 6%).

ЕСГ России представляет собой мощный, во многом уникальный производственный комплекс. В газотранспортную инфраструк­туру ЕСГ входят: 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов; 6,1 тыс. км конденсатопродуктопроводов; 264 компрессорных станций мощностью 44,8 млн. кВт; 24 объек­та подземного хранения газа. На долю газо­транспортной системы приходится около 85% основных производственных фондов ОАО «Газпром»; более половины ее протя­женности составляют газопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм).

Среднее расстояние транспортировки газа до российских потребителей состав­ляет около 2400 км, внешних потребителей - примерно 3400 км. Расстояние транспортировки газа от промыслов се­верных районов Тюменской области до наиболее удаленных стран-импортеров, таких как Франция, Италия, составляет более 5 тыс. км.

Износ основных фондов по состоянию на 30.04.2006 г. составил 62%, в том числе маги­стральных трубопроводов - 59%, компрес­соров - 91%, машин и оборудования - 62%. В то же время в результате последователь­ной реализации ряда целевых программ ава­рийность на объектах транспорта газа посто­янно снижается - удельный показатель отказов составляет в настоящее время 0,14 на 1000 км в год против 0,21 в 2002 г.

С учетом планов по диверсификации маршрутов экспорта к 2015 г. экспортные мощности газопроводного транспорта выра­стут на 52% (+101 млрд. м3) - до 297 млрд. м3. Профицит экспортных мощностей к 2015 г. будет наблюдаться в основном на направле­ниях, на которых в прошлом имелись про­блемы с транзитом (Украина) или предусма­тривающих поставки на насыщенные рынки (продление «Голубого потока» до южных ре­гионов Италии, СЕГ).

Инвестиционная программа ОАО «Газ­пром» предусматривает широкий комплекс мероприятий по расшивке «узких мест» ЕСГ.

Один из наиболее значимых инвестици­онных проектов в отрасли - строительство Северо-Европейского газопровода (протя­женность - 1200 км, диаметр - 1220 мм, ра­бочее давление - 210 атмосфер, проектная мощность - 27,5 млрд. куб. м на первом этапе и 55 млрд. куб. м при полном разви­тии). Для соединения СЕГ с ЕСГ начато строительство нового газопровода «Грязовец - Выборг», который позволит также обеспечить потребности в газе Санкт-Пе­тербурга и Ленинградской области. Осо­бое внимание при реализации данного проекта необходимо будет уделить эколо­гическим аспектам прохождения газопро­вода по дну Балтийского моря.

В настоящее время ОАО «Газпром» ве­дется разработка Генеральной схемы разви­тия и размещения газовой промышленности до 2020 г., которая должна быть рассмотрена в декабре 2006 г. на заседании Правительст­ва Российской Федерации.

В стадии доработки находится Про­грамма создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рын­ки Китая и других стран Азиатско-Тихо­океанского региона. По предварительным оценкам, в зависимости от рассматривае­мых вариантов, суммарные капиталь­ные вложения в геологоразведочные работы, добычу, переработку, хранение гелия и транс­порт газа по территории России оценивают­ся в объеме от 27 до 59 млрд. долл. США.

Таким образом, реализуется достаточно масштабный комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры транспорта уг­леводородного сырья и продуктов его пе­реработки. Системная реализация наме­ченных планов требует задействования всех предусмотренных Энергетической стратегией механизмов государственной энергетической политики.

Неотложные меры

В текущем году завершается разработка Генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности до 2020 г., Гене­ральных схем развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 г., которые будут представ­лены в Правительство Российской Федера­ции в декабре текущего года. Указанные Ге­неральные схемы (после их принятия), развивая и уточняя основные положения Энергетической стратегии России, созда­дут долгосрочную основу развития нефте­газового комплекса страны.

Правительство Российской Федера­ции осуществляет и будет осуществлять поддержку реализации трубопроводных проектов, направленных прежде всего на диверсификацию экспортных поставок и расшивку имеющихся «узких мест» в ЕСГ и системе магистральных трубопро­водов АО «Транснефть».

Требует дальнейшего совершенствова­ния порядок доступа нефтяных компа­ний к системе магистральных нефтепро­водов и терминалов.

Действующий в настоящее время поря­док после внесения в 2001 г. соответствую­щих изменений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающих уста­новление принципа равного доступа нефте­добывающих организаций пропорциональ­но объемам добытой и сданной в систему магистральных трубопроводов нефти с уче­том обеспечения полной (исходя из техни­ческой возможности) пропускной способ­ности системы, позволил в основном решить проблемы доступа за исключением порядка распределения объемов транспор­тировки экспортируемой нефти по направ­лениям отгрузки в соответствии с принци­пом равного доступа (при решении этих проблем в рамках действующего порядка неизбежен субъективизм).

В частности, это касается введения принципа оплаты «качай или плати» за использование системы магистральных нефтепроводов (с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей), введения пропорционального принципа распределения объемов транспортиров­ки экспортируемой нефти по направле­ниям отгрузки с последующей переус­тупкой между нефтяными компаниями, а также введения сетевого тарифа за транспортировку нефти в зависимости от дальности и, возможно, направлений, что особенно актуально в связи с реали­зацией проекта ВСТО.

Урегулирование этих вопросов позволит передать выполнение функций по состав­лению и реализации графиков транспорти­ровки нефти в компанию «Транснефть».

Требует также совершенствования по­рядок доступа к Единой системе газо­снабжения.

С принятием в этом году Закона «Об экспорте газа» вопрос по доступу неза­висимых производителей газа к ЕСГ для его экспорта решен.

Требуют решения вопросы доступа к ЕСГ как производителей, так и потребите­лей газа на внутреннем рынке страны.

Решение этих вопросов тесно связано и обусловлено решениями, которые будут приняты по концепции развития рынка газа.

Специального решения требует пробле­ма несанкционированных врезок в трубо­проводы. Только за последние 5 лет коли­чество несанкционированных врезок превысило 3200 случаев, нанесенный ущерб только ОАО «Транснефть» соста­вил несколько сотен миллионов рублей.

В настоящее время МВД России гото­вит законопроект для внесения в Прави­тельство Российской Федерации вместе с протоколом согласительного совещания.

Принятие указанных нормативных доку­ментов создаст твердую основу для даль­нейшего развития и эффективного исполь­зования системы трубопроводного транс­порта в Российской Федерации. Другие тре­бующие решения вопросы также содержат­ся в подготовленном проекте решения.

Износ основных фондов по состоянию на 30.04.2006 г. составил 62%, в том числе магистральных трубопроводов - 59%, компрессоров - 91%, машин и оборудования - 62%


Все статьи


Яндекс цитирования